Страхование ответственности водителей такси, оказывающих услуги через цифровые платформы

07 сентября 2023

ЦСР ПРОВЕЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ «Страхование ответственности водителей такси, оказывающих услуги через платформы: проблемы и пути решения»

6 сентября 2023 года Центр стратегических разработок собрал очередной круглый стол с экспертами и представителями бизнеса и регуляторов (Центробанка России, Минтранса России) для презентации результатов большого исследования ОСАГО в такси, проведенного экспертами ЦСР.

Оценивая риски от текущей практики выдачи ОСАГО водителям такси в России, эксперты ЦСР подсчитали, в таксомоторной отрасли существует вероятность 30%-го выбытия водителей и сокращения доходов отрасли на 380 млрд рублей, если не будут преодолены существующие барьеры выдачи полисов. Текущая высокая стоимость и недоступность покупки полисов для водителей являются основными причинами отсутствия ОСАГО для такси.

Как отметила заместитель генерального директора, директор Центра регуляторной политики Екатерина Папченкова, для повышения доступности полиса ОСАГО и одновременно для повышения безопасности поездок, требуется выработка принципиально новых платформенных решений в сфере обязательного гражданского автострахования водителей такси, предоставляющих услуги через цифровые платформы. В частности, по примеру опыта многих зарубежных стран (США, Канада, Индия, Малайзия, ЮАР) может развиваться гибридное (динамическое) страхование, предполагающее наличие у водителя такси, который оказывает услуги такси через цифровые платформы, одновременно личного и коммерческого страхового полиса. Это даст возможность чередования полиса ОСАГО для такси и обычного полиса ОСАГО для автомобилей в зависимости от цели использования автомобиля. Однако для этого потребуются и соответствующие регуляторные изменения, и готовность страховых компаний к разработке таких страховых продуктов.

Запрос на гибридное страхование обусловлен преимущественно платформенным характером работы таксистов, в которой распространена частичная или временная занятость. Согласно исследованию ЦСР, 92% опрошенных водителей при оказании услуг такси использует цифровые платформы. При этом 43% водителей отмечают, что оказание услуг такси не является для них единственным источником дохода. Это отражается и на целях использования автомобиля: 71% водителей параллельно используют автомобиль и для работы в такси, и в личных целях. Для таких водителей экономически нецелесообразно приобретать годовой полис ОСАГО для такси по повышенным тарифам.

Эксперты совместными усилиями ищут решения, чтобы не допустить социально-негативных эффектов. Если проблема доступности ОСАГО для такси не будет решена, это может привести к совокупному падению их доходов на 195,9 млрд рублей. А если отрасль потеряет этих водителей из-за недоступности ОСАГО, возможен 30%-й рост цен на услуги такси.

В случае сохранения действующих подходов потери малых и средних предпринимателей в таксомоторной отрасли могут составить 65,4 млрд.

Два месяца назад эксперты ЦСР презентовали предварительные данные исследования, которые обсуждались с экспертным сообществом и представителями бизнеса, результаты обсуждения также отражены в опубликованном докладе.

Скачать файл:
Доклад ОСАГО для такси.pdf
Скачать файл:
Материалы круглого стола.pdf