Татьяна Горовая: «Экспорт грузов морским транспортом через международные транспортные коридоры к 2035 году может составить 836 млн тонн»

03 апреля 2024

Первый заместитель генерального директора ЦСР Татьяна Горовая рассказала о приоритетах развития морских портов России исходя из прогноза спроса на экспортные перевозки в ходе XI форума и выставки «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация».

«Согласно прогнозам, экспорт грузов морским транспортом через международные транспортные коридоры в 2030 году может составить 728 млн тонн, а к 2035 году – 836 млн тонн», сказала первый заместитель генерального директора ЦСР Татьяна Горовая.

В прогнозе экспорта через основные международные транспортные коридоры наиболее высокие темпы роста прогнозируются для древесины и целлюлозно-бумажных изделий, металлов, минеральных продуктов, относящихся к контейнеризируемым грузам. «Этим обусловлен интерес инвесторов к строительству контейнерных терминалов на Дальнем Востоке. «Также большими перспективами обладает международный транспортный коридор «Север-Юг», в котором имеется дефицит современных мощностей, в том числе для перевалки зерна» - отметила Татьяна Горовая.

«В 2023 году перестройка транспортно-логистических цепочек была в целом закончена – смещение акцента российского экспорта на южное, через порты Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов и восточное направления, через порты Дальнего Востока». В свою очередь порты Северо-Запада расширили экспорт на латино- и южноамериканские направления, а также получили развитие перевозки на африканские и азиатские рынки», отметила она в ходе своего выступления председатель Общественного совета Минтранса России.

Важным приоритетом для развития портовых мощностей является смещение перспективных направлений с запада на восток. Перераспределение грузопотоков в данных направлениях более остро поставил вопрос транспортного баланса и развития подвозной инфраструктуры Восточного Полигона и подходов к Азово - Черноморского бассейна.

«При планировании развития портовой инфраструктуры важно принимать во внимание новые условия и перспективы. Основным ориентиром должен быть спрос на экспортные перевозки и особенно их новые направления» - заключила первый заместитель генерального директора ЦСР.

В 2022 году запустился процесс переориентации экспорта с санкционных в дружественные страны, перспективные направления сместились с запада на восток. В связи с этим произошло перераспределение грузопотоков между бассейнами и международными транспортными коридорами, изменилась структура грузовой базы на море. «В сложных условиях России удалось сохранить объемы экспорта ключевых грузов, что в свою очередь обеспечило высокую загруженность портов», заключила Горовая.

Мощности перевалки зерна в российских портах составляют 86 млн тонн

На начало 2024 года мощности перевалки зерна в российских портах составили 86 млн тонн. Основная часть объема зерна – пшеница, ячмень и кукуруза. Запланирован ряд проектов строительства зерновых мощностей, с учетом запуска проектов и снижения объемов перевалки общие мощности могут достичь к 2035 году до 117 млн тонн - они будут использоваться для каботажных перевозок, перевалки комбикормов и иных пищевых насыпных грузов.

В 2023 году Россия установила рекорд на экспорт зерна: на экспорт было отправлено порядка 65 млн тонн зерна.

Сегодня загруженность основных терминалов высокая. Активно используется рейдовая перевалка в порту Кавказ, куда направляются суда с мелководных портов Азов и Ростов-на-Дону для перевалки с речных и река-море судов для перегрузки на крупные суда-накопители в порту Кавказ.

Основные поставки продукции АПК в прошлом году пришлись на страны Северной Африки (почти треть на Египет), Ближнего Востока (значительная доля – Саудовская Аравия), Турции, Ирана. На спрос положительно влияет рост населения и уровня потребления в этих регионах. Также прогнозируется прирост экспорта в Китай в связи с заключением долгосрочного договора поставки зерновых. Положительно на спрос влияют также тенденции к росту урожайности валового сбора зерновых в России.

Отрицательно на экспорт зерна влияют государственные меры, направленные на ограничение вывоза в ущерб внутреннему потреблению – вводимые экспортные пошлины и тарифные квоты на вывоз зерна. Также на снижение прогноза влияют политические риски, логистические ограничения - высокая загруженность портов, недостаточность мощностей в Каспийском бассейне для экспорта зерновых в Иран.

На объем экспорта влияют также и природные условия, обусловливающие объем производства в конкретном году. Так, среднесрочном периоде прогнозируется недостижение рекордных объемов спроса 2023 года и рост лишь после 2030 года.

В перевозках зерна ключевую роль играют морские порты и нагрузка за последние 5 лет на них практически удвоилась. С 2019 года в 1,5 раза выросли отправки в Турцию (которая стала играть роль зернового хаба), в 2 раза в Северную Африку, на Ближний Восток, в Иран.

Основные терминалы, переваливающие сегодня зерно, расположены в Азово-Черноморском бассейне в портах Новороссийск, Кавказ (в том числе рейдовая перевалка), Тамань, Азов, Ростов-на-Дону и Туапсе, а также в Северо-Западном направлении – в порту Калининград.

С 2019 года экспорт угля вырос на 16%

Экспорт российского угля также растет в последние годы, с 2019 года он вырос на 16% и прогноз экспорта угля положительный.

Крупнейшими грузополучателями угля сегодня являются Китай, Индия, Турция, Южная Корея и Юго-Восточная Азия. С учетом географии поставок большинство крупнейших терминалов расположены в Дальневосточном бассейне.

Портовые мощности по перевалке угля (навалочные) составили в 2023 году 330,1 млн тонн. За прошедший год введены в эксплуатацию: Новый специализированный порт в бухте Суходол для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий, терминал навалочных грузов в морском порту Тамань, увеличена мощность перевалки АО «Дальтрансуголь» до 40 млн тонн угля в год.

Возможности России по добыче угля высоки, однако при том, что мощностей морских портов для перевалки угля достаточны, имеются иные ограничения, влияющие на объемы экспорта: в первую очередь значительные ограничения со стороны железнодорожной инфраструктуры, логистические ограничения: перевалка угля делает его транспортировку рентабельной только при высоких ценах, что ограничивает возможности транспортировки морем. Также имеются ограничения на подвозной железнодорожной инфраструктуре.

Для обеспечения вывоза угля в настоящее время ключевыми являются проекты развития подвозной инфраструктуры к морским портам – Восточный полигон, подходы к портам Азово-Черноморского бассейна.