Рационализаторство в России

29 июня 2023

29 июня на площадке ЦСР состоялся круглый стол «Развитие в России института рационализаторства в современных условиях», организованный совместно с Информационно-аналитическим управлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти, общественных и исследовательских организаций, ведущие эксперты, руководители предприятий реальных секторов экономики. Модератором заседания выступил Михаил Гордеев, директор департамента социально-экономических исследований ЦСР, сомодератором – Екатерина Папченкова, заместитель генерального директора, директор центра регуляторной политики ЦСР.

«Целью мероприятия является выявление основных направлений развития рационализаторства в России. В рамках общения мы рассмотрим текущую ситуацию в нашей стране, международную практику, услышим мнения представителей бизнеса, а также обсудим с ведущими экспертами возможные пути дальнейшего развития», — открыл круглый стол Гордеев.

В приветственном слове Андрей Петров, начальник Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации, поблагодарил ЦСР за совместную плодотворную работу и сообщил о планах расширения сотрудничества в рамках информационно-аналитического и экспертного сопровождения законодательной деятельности. Петров отметил, что рационализаторство является «одной из определяющих тем сегодняшнего экономического и промышленного развития».

В рамках мероприятия также состоялся видеомост с Межрегиональным фестивалем изобретательства "БАЙКАЛ. ВОИР. 2023", который проходил в эти дни в Иркутске. Организаторы события рассказали о его результатах и поприветствовали участников круглого стола.

Экспертами ЦСР был представлен доклад, посвященный текущей практике рационализаторской деятельности в России и зарубежному опыту в этой сфере.

Источником данных для изучения российского опыта стал опрос представителей 43 российских компаний. Было выявлено, что на трети предприятиях рационализаторская практика носит ситуативный характер: регламенты в отношении рационализаторства отсутствуют, а работа с рацпредложениями ведется в индивидуальном порядке. В свою очередь, о наличии полностью выстроенной комплексной системы поддержки рационализаторской практики заявляет только 5% компаний. Екатерина Папченкова, заместитель генерального директора, директор центра регуляторной политики ЦСР, представила первую часть доклада и сообщила, что «развитие рационализаторства на предприятиях и в различных отраслях экономики оценивается на уровне ниже среднего». По ее словам, «в числе ключевых стимулов развития рационализаторства на предприятии отмечают инициативу сотрудников и топ-менеджмента, тогда как среди барьеров – отсутствие единой государственной политики в сфере рационализаторства, а также недостаточную популяризацию этого движения».

Представители бизнеса считают, что ведущая роль в развитии рационализаторства в России должна быть за предприятиями, однако они рассчитывают на содействие со стороны государства. В числе ключевых инструментов развития этой практики в нашей стране предлагаются такие меры:

  • Обучение руководителей предприятий по выстраиванию системы рационализаторства.
  • Разработка общих методических рекомендаций по выстраиванию системы рационализаторства на предприятии.
  • Включение мероприятий, связанных с рационализаторством, в стратегические документы развития страны: госпрограммы и национальные проекты.
  • Включение образовательного курса по рационализаторству в состав учебных программ ссузов и вузов.

Участники дискуссии отметили пробел в законодательном регулировании рационализаторской деятельности, отсутствие четких критериев и понятия рационализаторства, механизмов его поощрения и стимулирования. Сегодня на вознаграждение и признание авторства могут рассчитывать только авторы объектов патентного права, среди которых нет рационализаторских предложений. Однако зачастую изобретательской деятельности предшествует рационализаторская, одна вытекает из другой. Поощрение рационализаторской активности повышает шансы на разработку коммерчески успешных изобретений. В мире существуют примеры стимулирования и защиты рационализаторской деятельности наряду с изобретательской. Например, в Германии предусматривается выплата вознаграждений работникам, предложившим полезные новшества (технические усовершенствования), не предусматривающие выдачу патента. В технологически развитых странах (Китай, Южная Корея, Германия, Япония) также более подробно по сравнению с Россией регулируется и изобретательская деятельность работников, особенно в части материального вознаграждения и поощрения авторов изобретений (от четко закрепленных ставок до процедурных аспектов). Также в отдельных странах (Южная Корея) на государственном уровне проводится политика по стимулированию компаний, развивающих рационализаторскую и изобретательскую активность работников.

Опыт указанных стран, наряду с актуальными разработками стран СНГ, а также богатая рационализаторская традиция СССР могут быть взяты за основу регулирования рационализаторской деятельности в России.

В заключение независимые эксперты выразили пожелание о создании на базе ЦСР рабочей группы для составления стратегического документа государственной политики в сфере развития рационализаторской практики в нашей стране.