НИФИ и ЦСР обсудили налоговые льготы для IT в России и Армении

08 апреля 2022

В среду, 6 апреля, на площадке фонда в рамках Евразийской налоговой недели состоялась экспертная встреча представителей НИФИ Минфина России и ЦСР на тему «Налоговое стимулирование IT-сектора. Развитие подходов России, Армении, Беларуси».

Руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян выступил модератором дискуссии и поделился с участниками мероприятия мнением о действующих мерах налоговой поддержки ИТ-компаний в России, а также о перспективах новых налоговых льгот для таких организаций, которые планируется ввести согласно указа президента России.

Руководитель центра налоговой политики НИФИ Минфина России Миляуша Пинская рассмотрела современное регулирование налогового маневра и оценила пакеты налоговых льгот в сфере IT. Она подчеркнула, что цель расширения состава налоговых льгот для IT-сектора – сделать его драйвером роста российской экономики. В этой связи, по мнению руководителя центра НИФИ, концептуальным является вопрос о подходах к определению бенефициаров налоговых преференций. По какому признаку следует выбирать получателей господдержки: по принадлежности к IT-отрасли или исходя из видов деятельности? В первом случае в круг льготируемых субъектов могут попасть не только создание добавленной стоимости, но и осуществление смежных видов деятельности (реклама, административная деятельность). А во втором случае право на льготы будут иметь компании, основным видом экономической деятельности которых не будет являться разработка программного обеспечения или иная деятельность в области информационных технологий.

Четкие критерии определения бенефициаров необходимы также для целей налогового контроля. Если компания осуществляет реорганизацию путем разделения или выделения самостоятельной ИТ-компании, нужно смотреть на ситуацию в разрезе получения необоснованной налоговой выгоды. Это важно как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. При этом Миляуша Пинская напомнила, что в соответствии с недавним письмом ФНС России от 17.03.2022 № СД-4-2/3289@ сама по себе реорганизация не может квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения («дробление бизнеса», необоснованное получение налоговых льгот и пр.)".

Научный сотрудник лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС Наталья Кострыкина представила анализ эффективности налоговых льгот в сфере IT. Она проанализировала количественные показатели, характеризующие эффект налоговых льгот в России за последние годы. В связи с этим старший научный сотрудник центра налоговой политики НИФИ Юлия Стешенко затронула вопрос о суммах налоговых расходов по страховым взносам в сфере IT. Отметив при этом, что Минфин России проводит анализ и прогнозирование сумм налоговых расходов по всем категориям налоговых льгот, в том числе по исследуемой, и сопоставление данных РАНХиГС и официальных данных позволит удостовериться в точности представленных расчетов.

Ведущий научный сотрудник центра налоговой политики НИФИ Карина Пономарева обратила внимание на эволюцию целей предоставления налоговых льгот. Так, если в период пандемии меры поддержки предоставлялись в основном социально незащищенным группам граждан, то сегодня льготы предоставляются по принципиально иному основанию – значимости труда IT-специалистов.

Начальник Управления политики доходов и методологии администрирования Министерства финансов Республики Армения Ори Алавердян отметил важность изучения современного опыта регулирования деятельности в сфере IT в России для Республики Армения. Ведущий научный сотрудник центра налоговой политики НИФИ Николай Милоголов отметил, что Армении необходимо увеличивать свою роль в международных цепочках создания стоимости в сфере информационных технологий. Для этого целесообразно в первую очередь предоставлять налоговые льготы для доходов, связанных с интеллектуальной собственностью, включая программное обеспечение. Исходя из международной практики, стандартным инструментом для этого является режим IP-box. Этот режим предполагает развитие налогового учёта и экономический анализ для определения части доходов, связанных с созданием цифровых алгоритмов и программного обеспечения, понесённых на территории страны.