ЦСР предложил усовершенствовать механизмы рассмотрения жалоб на работу управляющих компаний

18 мая 2023

ГИС ЖКХ может стать платформой, которая позволит, с одной стороны, оптимизировать работу контрольных (надзорных) органов в жилищной сфере, а с другой — снизить регуляторное давление на контролируемых лиц. Кроме того, на основании данных о жалобах граждан и дальнейшей работе по таким обращениям через ГИС ЖКХ можно составить объективный рейтинг управляющих организаций. О механизмах повышения эффективности работы управляющих организаций, разработанных ЦСР, рассказал 16 мая в ходе совещания «Региональные практики внедрения системы управления рисками и приоритета профилактических мероприятий при осуществлении регионального жилищного контроля (надзора)» вице-президент ЦСР, руководитель центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности Константин Никитин. Совещание организовано Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности в г. Ярославль.

Одна из проблем, с которой сталкиваются региональный жилищный надзор и региональный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, заключается в том, что около 60% всех проверок проводится на основании сведений, содержащихся в жалобах граждан. При этом эффективность таких проверок крайне низкая — уровень выявляемости нарушений не превышает 30%.

«С учетом того факта, что эти виды надзора являются одними из самых массовых — в 2021 году по ним в России проведено порядка 206 тыс. проверок, в 2022 году, несмотря на серьезные ограничения моратория, проведено более 35 тыс. контрольных мероприятий — очевидно, что требуются инструменты, которые позволили бы освободить региональных инспекторов от так называемых «пустых» проверок, — рассказал Константин Никитин. — Таким образом, необходимо на законодательном уровне закрепить принцип первого обращения гражданина с жалобой именно в адрес организации, в управлении которой находится многоквартирный дом. Орган же жилищного надзора в таком случае будет ее рассматривать при отсутствии реагирования на требования обращения со стороны управляющей организации».

Информационной системой, обеспечивающей взаимодействие всех заинтересованных лиц, может стать государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). В этом случае инспектор жилищной инспекции сможет видеть без проведения дополнительных контрольных мероприятий факт обращения гражданина, реакцию на него управляющей организации, меры, принятые для устранения проблемы, на которую жалуется гражданин. И только если спор между гражданином и управляющей организацией не был разрешен, подключается контрольный (надзорный) орган.

Информация о жалобах, реакции на них управляющей организации, а также решения контрольных (надзорных) органов, данные о проверках, предписаниях и нарушениях являются объективными критериями для оценки деятельности конкретной управляющей компании. Следовательно, на базе сведений из ГИС ЖКХ можно в автоматическом режиме формировать рейтинг управляющих организаций.

«Важно в простом и понятном формате предоставить жителям информацию о месте управляющей компании в общем рейтинге, отражающем объективную картину качества работы организаций. Такие сведения должны размещаться в офисах управляющих компаний, на их сайтах, — пояснил Константин Никитин. — Публикация подобных материалов также предоставит добросовестным организациям конкурентное преимущество на рынке».

Предложения ЦСР будут рассмотрены на одном из ближайших заседаний Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.