ЦСР представил систему МФЦ России на форуме ТИБО-23 в Белоруссии

25 апреля 2023

В Минске с 18 по 21 апреля прошел международный форум по информационно-коммуникационным технологиям ТИБО-2023, на полях которого о развитии МФЦ России рассказала руководитель направления «Институт развития МФЦ» ЦСР Наталья Яковлева.

«Первые многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в России стали появляться в 2007 году, однако действовали они не сразу по принципу «одного окна». Этот процесс попал в концепцию административной реформы как пилот, и в 2008 году действовало 18 многофункциональных центров в 16 регионах. Поэтапно была разработана база правового регулирования деятельности центров госуслуг, сформированы регламенты и условия взаимодействия с органами власти всех уровней», - отметила Яковлева.

Сеть МФЦ страны сегодня насчитывает 12,6 тыс. офисов, в которых, по утвержденным нормативам и стандартам, организовано предоставление более 300 федеральных, региональных, муниципальных и сопутствующих услуг. По итогам 2021 года, МФЦ было оказано более 100 млн услуг. Ежедневно офисы МФЦ обслуживают порядка 630 тыс. человек. При этом наибольшую долю сервисов занимают федеральные услуги – это более 61%, а минимальную – муниципальные. За годы работы, как сообщил спикер ЦСР, системой МФЦ отработан процесс оперативной организации очного предоставления услуг в самых разных сферах госуправления: недвижимость, образование, социальная сфера, и другие, с применением новейших информационных технологий и решений (голосовые помощники, чат-боты, мобильные приложения, постаматы и др.). Эти решения позволяют повысить качество и доступность услуг, а также упрощают порядок и условия их получения гражданами.

За развитие МФЦ страны отвечает Минэкономразвития России. Такие центры задействованы в большинстве федеральных проектов, включая, например, выдачу карты болельщиков, оказание помощи при чрезвычайных ситуациях, волонтерскую деятельность и т. д. При этом инициативы по развитию деятельности МФЦ исходят и от региональных властей. Успешные практики в этой сфере презентуются на Всероссийском форуме МФЦ.

Наталья Яковлева подчеркнула, что в условиях цифровой трансформации госуправления центрам госуслуг МФЦ отведена ключевая роль в обеспечении очного взаимодействия гражданина с государством.

«Очень важно, прежде чем развивать технологии, понимать, кто же ими потом будет пользоваться. Мы понимаем, что для населения всегда должны оставаться два канала взаимодействия с государством: электронный, который мы активно развиваем, и очный канал, то есть то место, куда человек может прийти и, если нужно, получить услугу. Именно на центры «Мои документы» возложены функции единого фронт-офиса взаимодействия гражданина и государства. В апреле прошлого года правительство Российской Федерации утвердило предложенную Минэкономразвития концепцию перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства услуг без необходимости личного присутствия граждан. Услуги будут предоставляться в проактивном формате, онлайн или при обращении в центры госуслуг. К 2024 году в МФЦ будет переведено 80% очных обращений граждан для предоставления государственных и муниципальных услуг, 100% - к концу 2030 года. Для тех жителей, у кого нет технической возможности или цифровых навыков оформления услуг в электронном виде, в офисах МФЦ созданы секторы пользовательского сопровождения. Здесь сотрудники МФЦ помогают создать учетную запись на портале госуслуг, отсканировать и распечатать документы, оформить необходимую услугу», - резюмировала Яковлева.

Полное выступление эксперта ЦСР доступно на сайте форума: https://www.youtube.com/watch?v=Os0mZ40pEIw&t=4532s

Накануне выступления на форуме Наталья Яковлева ознакомилась с опытом Республики Беларусь в области оказания муниципальных услуг на базе служб «одного окна», в частности, посетила такой пункт Зареченского района Минска и расчетно-справочный центр. По итогам визита состоялась рабочая встреча в Минском городском исполнительном комитете с первым заместителем председателя Надеждой Лазаревич, в ходе которой эксперт ЦСР пригласила представителей служб, отвечающих за развитие системы «одного окна», посетить Всероссийский форум МФЦ.