"Поправки в закон ""О защите прав потребителей"" помогут не попасть в ""подписочную ловушку"""

13 марта 2023

ЦСР и АНО «Диалог» презентовали результаты совместного исследования сферы платных онлайн-сервисов. В ближайшее время общественности будет представлен законопроект о защите граждан от ненужных онлайн-подписок и списания средств за них, предусматривающий внесение поправок в федеральный закон «О защите прав потребителей». Об этом сообщил депутат Госдумы, координатор проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин в ходе круглого стола «Платные онлайн-подписки: регуляторные вызовы», организованном на площадке ЦСР 13 марта.

Модерировал дискуссию первый вице-президент ЦСР Глеб Покатович.

Эксперты озвучили итоги совместного исследования, иллюстрирующего актуальность законодательных изменений в части взаимоотношений граждан и цифровых платформ. В нем анализируются трудности, с которыми чаще всего сталкиваются российские пользователи платных онлайн-сервисов.

В основе социологической части исследования – опрос, проведенный АНО «Диалог» методом river sampling в январе 2023 года, выборка 1 800 респондентов. Почти четверть жителей России (24%) имеют тот или иной опыт пользования платными онлайн-сервисами, однако лишь 13% являются активными пользователями таких продуктов. В результате социологического исследования выяснилось, что среди активных пользователей онлайн-сервисов 18% имеют неиспользуемые подписки. При этом среди активных пользователей онлайн-подписок 66% хотя бы раз забывали о действующей у них платной подписке, а отменить платную подписку во время действия пробного периода когда-либо забывали 63% по России в целом и 66% по Москве.

Высокий процент граждан, сталкивающихся с подобными трудностями, свидетельствует о распространенности проблемы подписочных «ловушек», когда компании прибегают к непрозрачным методам удержания аудитории. Эксперты ЦСР выяснили, что более 70% доходов от подписок сервисы получают за счет текущих пользователей, поэтому неясные правила выставления счетов и непрозрачная коммуникация с потребителями играют на руку участникам рынка. Нередки случаи, когда обо всех существенных условиях подписки и значимых сроках ее действия компании предупреждают потребителя единоразово, после чего управление подпиской переходит под самостоятельный контроль пользователя.

«Совместное исследование с ЦСР позволило определить ключевые точки во взаимоотношениях российских пользователей интернета с цифровыми платформами, которые предоставляют свои сервисы на платной основе. Для «Диалога» чрезвычайно важно проводить подобные практико-ориентированные исследования: благодаря им мы получаем ценную обратную связь от наших граждан, а законодатели на основе этой обратной связи могут корректировать правовое регулирование, которое сможет защитить пользователей от неконтролируемых условий подписок на сервисы и, как следствие, сопутствующих материальных убытков», – поделилась мнением начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.

«Проблема подписочных «ловушек» все более актуализируется в мире. Доклад ЦСР показывает, что регуляторы многих стран (США, Канада, Германия, Нидерланды, Индия) принимают меры для защиты потребителей. Эти инструменты варьируются от мягких (повышение информированности потребителя, уведомления перед очередным списанием и/или автопролонгацией подписки, лёгкость отписки) до жестких (авторизация каждого платежа свыше определённой суммы, запрет на автопролонгацию на определённый срок и т.п.). Социологическое исследование, проведение ЦСР совместно с АНО «Диалог» показывает, что российские пользователи также сталкиваются с проблемой забытых или навязанных подписок и также нуждаются в защите», — высказалась вице-президент, директор центра регуляторной политики ЦСР Екатерина Папченкова.

Решить проблему подписочных «ловушек» и связанных с ней вопросов о подписочных практиках компаний и уровне защищенности потребителей призван федеральный законопроект, новая редакция которого была представлена для общественного обсуждения на прошлой неделе. Законодатели предлагают закрепить в законе положение, которое обяжет компании направлять пользователям платных сервисов уведомления о предстоящем списании денежных средств.

«Исследование доказало, что проблема списаний за услуги в интернете очень важна для людей. Многие не могут даже понять какая организация и за какую услугу сняла деньги, так как это не указано в сообщении от банка. Очевидно, что в этой ситуации наши граждане уязвимы. Наша задача – обеспечить защиту их интересов и сделать это как можно скорее. Поэтому мы внесем законопроект в Госдуму уже в эту сессию», — заявил автор инициативы, депутат Госдумы Антон Немкин.

Мера станет логическим продолжением государственной политики в сфере подписочных отношений: еще в 2020 году Роспотребнадзор давал разъяснения, в которых рекомендовал потребителям при оформлении соответствующих подписок учитывать особенности предоставления цифрового контента на возмездной основе.