Стратегическое планирование и новые технологии

24 октября 2017

Разработка и внедрение механизмов эффективного стратегического планирования с использованием информационных систем.

Этой теме была посвящена одна из дискуссий, прошедших в рамках XVI Общероссийского форума стратегов.

Для повышения эффективности системы государственного стратегического управления в России разрабатываются и внедряются интеллектуальные технологии, направленные на автоматизацию процедур и процессов стратегического планирования (СП). В 2015 году Минэкономразвития приступил к созданию федеральной информационной системы стратегического планирования (ФИС СП), представляющий собой реестр документов стратегирования всех уровней: федерального, регионального и муниципального.

Как сообщил заместитель директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Денис Гайнулин, уже сейчас в системе содержится порядка 57 тыс. документов, а каждые сутки объем данных увеличивается на 300-800 новых материалов. Формирование реестра, по словам эксперта, обнажило спектр проблем в сфере СП. Он назвал основные из них: это создание документа ради документа (содержащиеся в них целевые ориентиры не достигаются), а также отсутствие согласованности и сбалансированности внутри документов.

«Мы видим, что один показатель у разных ведомств имеет разные формулировки, отличаются и сами цифры – например, у одного ведомства средняя продолжительность жизни составляет 78 лет, у другого - 75 лет», - привел пример Гайнулин.

Еще одна ключевая проблема – отсутствие навыков работы с этими данными, исправить эту ситуацию должно профессиональное развитие участников СП. Пока же мониторинг исполнения планов практически не ведется, а корректировка этих планов вовремя не осуществляется.
Поэтому реализация принятого в 2014 году ФЗ N172 «О стратегическом планировании в РФ» заключается не в количестве внесенных в реестр документов, выпущенных постановлений и методических рекомендаций. Задача – создать к 2020 году цифровую платформу, которая автоматизирует процесс СП от момента принятия решения о необходимости разработки того или иного документа до завершения его жизненного цикла после мониторинга достижения заявленных целей. Для этого должны использоваться больше данные, имитационное моделирование, искусственный интеллект, облачные технологии. Только в этом случае можно говорить о формировании интеллектуальной системы поддержки принятия управленческих решений в сфере СП и основных элементов цифрового государства.

О необходимости налаживания работы с big data при разработке информационных систем говорили и другие спикеры. Заместитель гендиректора ИБС «Экспертиза» Татьяна Попова считает, что важно учиться собирать «следы» в информационном пространстве до того, как они становятся видны другим участникам рынка. Это требует особых компетенций, востребованных во всем мире.

«Интеграция материалов из самых разных источников позволяет более точно настроить модель прогнозирования и повысить эффективность принимаемых мер. Предписывающая аналитика использует все многообразие информации, а сегодняшний уровень развития технологий позволяет собирать и анализировать ее практически в режиме реального времени», - отметила Попова.

Вице-президент ЦСР Мария Шклярук в своем выступлении напомнила, что в рамках общей стратегии развития страны в новом политическом цикле Центр стратегических разработок сформировал свое видение реформы госуправления. Большим препятствием для стратегического развития и смены модели управления является неповоротливость системы: между принятием решения и его исполнением проходит большое количество времени.

«Нужна скорость и гибкость, умение оперативно менять механизмы достижения цели. Это все невозможно без появления культуры принятия решения на основе массива данных, поэтому госуправленцы должны работать в связке и постоянном контакте с IT-департаментами», - отметила Шклярук.

Она также почеркнула, что данные должны, в том числе и негосударственных источников, поскольку зачастую там аккумулируется более качественная информация. Так, показатели, предоставленные сотовыми операторами и ретейлом, формируют более точную картину о потребительском спросе, нежели отчетность статистического ведомства.
Одной из важных составляющих стратегии развития страны является реализация концепции «государство как платформа», при котором независимые поставщики и потребители смогут пользоваться государственными данными и сервисами, отметила Шклярук. «Развитие технологий – попытка уйти от устаревшей модели управления. Не нужно пытаться использовать технологии для цифровизации существующего хаоса, следует начать с чистого листа: используя те возможности, которые есть, выстроить другие способы управления», - сообщила Шклярук. По ее словам, важен подход - цель важнее функций. Сейчас во многих ведомствах существует дублирование функционала, неразбериха с зонами ответственности, поэтому для реализации стратегии нужно ставить цель и формировать профессиональную команду управленцев для проведения реформ.

Тема применения технологий также обсуждалась на другой сессии форума, посвященной перспективам внедрения в систему госуправления искусственного интеллекта. Говоря о трансформации государственных и общественных институтов, участники дискуссии рассуждали о возможности передачи бурно развивающимся технологиям право самостоятельного принятия решений. Сегодня эта возможность широко используется бизнесом, что позволяет добиться высокой эффективности, и, по мнению ряда экспертов, такая перспектива ждет существующие государственные институты.

Как отметил руководитель департамента коммуникационной политики ЦСР Павел Демидов, пока на пути внедрения машинного управления стоят барьеры – это вопросы доверия и безопасности. С одной стороны машины во многом работают лучше людей, но не у всех людей есть доверие к искуственному интеллекту: большинство граждан мыслят консервативно, и это нормально. «Если люди боятся передать машине право самостоятельно ездить по городу, то позволить сложной машине управлять государством еще сложнее», - отметил Демидов.

Если доверие к человеку строится на взаимности, то к машине доверие может строиться только на факторе предсказуемости, а этого добиться очень сложно. Затрагивая тему безопасности, он отметил, что, развивая искусственный интеллект человечество все больше задумается и возможности восстания роботов. Как заключил Павел Демидов, перспектива использования интеллектуальных информационных систем в госуправлении – это история сосуществования с искусственным интеллектом, соинтеграция с ним. «Нам нужно уже сейчас учиться взаимодействовать с ним так, чтобы не терять самих себя», - резюмировал представитель ЦСР.