О роли творческих индустрий в экономике

15 февраля 2018

Нонна Матеркова, основатель и директор фонда Calvert 22, основатель Фонда поддержки творческих индустрий «Креативные практики»

В постиндустриальную эпоху как небольшие города, так и целые государства конкурируют за молодых специалистов и их смелые идеи, способные изменить саму суть экономической системы. С учетом изменений в мировой экономике все более значимую роль начинает играть инновационно-креативный сектор, который становится локомотивом развития регионов и стран.

Значение креативности как ресурса экономического роста стремительно растет. На сегодняшний день развитие сектора креативной экономики – необходимое условие для устойчивой конкурентоспособной страны.

Ставка на креативную экономику могла бы серьёзно повлиять на экономический рост России и сформировать в глазах мирового сообщества новый образ нашей страны – современного государства, готового меняться с течением времени и поддерживать молодежные инициативы и начинания. О необходимости такого «разворота» говорят многие факты: это и «перекос» структуры экспорта в сторону сырья, и проблема занятости молодежи, и безработица, которая в некоторых регионах достигает почти 20%.

Уже пять лет мы занимаемся изучением лучших практик в инновационно-креативной сфере как в России, так и за рубежом. В 2016 году совместно с PwC нами был запущен Индекс креативного капитала российских городов. Это исследование дало возможность сформировать систему мониторинга креативной экономики, которая учитывает региональную специфику и глобальный контекст.

Любой город представляет собой сложную систему, в рамках которой общество, бизнес и власть должны успешно взаимодействовать и решать общие проблемы, опираясь на существующую инфраструктуру. Структура Индекса отражает ключевые элементы этой системы, что позволяет сделать оценку креативного капитала городов максимально объективной и полной.

Изначально в Индекс вошли девять городов, в этом году список пополнился еще шестью. Регионы оцениваются по множеству показателей (их порядка двухсот) по пяти главным направлениям: город, люди, бизнес, власть и бренды. В рамках каждого из этих направлений учитываются как объективные статистические показатели, так и субъективные – это экспертные оценки, результаты анкетирования креативных специалистов в каждом из городов, медиапредставленность городов.

Структура креативного сектора городов Индекса неоднородна, в каждом из них доминирует своя область, но в среднем наибольшая доля приходится на дизайн и архитектуру – порядка 39% от объема добавленной стоимости креативного сектора. Сфера культуры и искусства пока не является значимой для креативного сектора большинства городов (4%). Исключением стали Свердловская область (17%) и Краснодарский край (9%). Сфера цифровых технологий составляет в среднем 31% от объема демонстрирует еще более высокие показатели в Пермском крае (61%), Республике Башкортостан (51%) и Новосибирской области (50%).

Еще один наш проект – исследование креативной среды российских городов. Нам удалось провести множество экспертных интервью, на базе которых был сформирован список факторов, влияющих на креативную среду, и индивидуальные рекомендации по её развитию для каждого города.

В прошлом году также стартовала онлайн-платформа «Мастера Сибири», собирающая наиболее интересные и заметные проекты в самых разных областях: от сферы дизайна и моды до социальных инициатив. Сибирь – огромная территория, занимающая три четверти России, о которой мало знают не только за пределами страны, но и в столичных городах. Да, эта территория с каждым годом становится все более привлекательной для инвестиций, но инновационно-креативный сектор здесь всё ещё развит недостаточно.

Большинство крупных креативных кластеров находится в Москве. Это можно объяснить появлением в столице полноценно сформировавшегося креативного сообщества, а также наличием у администрации и бизнеса понимания принципов монетизации таких пространств.

Проект «Мастера Сибири» сфокусирован на городском предпринимательстве и рассказывается о молодых ребятах — художниках, ремесленниках,
дизайнерах, программистах – опыт которых доказывает, что идеи и таланты можно реализовать везде. Им небезразлична судьба родных городов. Очень важно, что большая часть из них нацелена на самореализацию, а не на финансовое благополучие.

Следующим шагом по поддержке молодых креативных предпринимателей станет запуск проекта «Мастера России», который позволит масштабировать наш опыт и охватит все регионы страны. Чтобы «Мастера России» были действительно полезны молодежи, мы начали реализацию проекта с проведения специализированного опроса, а котором приняло участие около 3 тысяч молодых людей в возрасте до 35 лет. Результаты показали, что порядка 65% опрошенных хотят начать свой бизнес, но основным препятствием для них является отсутствие необходимых знаний и навыков. Именно новые компетенции мы и хотим дать молодым талантам.

С момента первой публикации книги Ричарда Флориды «Креативный класс» прошло более 15 лет, и можно утверждать, что прогнозы экономистов и социологов, описывавших ближайшее будущее как мир постиндустриального производства, во многом сбываются. На фоне долгосрочного понижения цен на сырье, а также утверждения на глобальных рынках таких технологических гигантов, как Google, Apple и Facebook (их суммарная капитализация сопоставима с годовым ВВП Южной Кореи) остается все меньше сомнений в том, что перспективы мировой экономики зависят от креативных и инновационных проектов, а также способности городов и регионов создать благоприятную среду для претворения подобных инициатив жизнь.

На образовательной онлайн-площадке «Мастера России» начинающие бизнесмены со всей страны смогут пройти дистанционные образовательные курсы и получить консультации экспертов-практиков – ребят, которые уже добились успеха в сфере предпринимательства в своих городах и регионах. Пользователи получат возможность рассказать о своих инициативах, а лучшие из участников – конкретную поддержку. В конце года в рамках проекта также пройдет серия международных стажировок. Запуск «Мастеров России» запланирован на май 2018 года.