4 барьера на пути к национальным целям

22 октября 2018

Основные направления деятельности Правительства во многом объясняют, как реализовать национальные цели, поставленные президентом в майском указе. Такое мнение высказал председатель Счетной палаты, глава ЦСР Алексей Кудрин на Форуме стратегов в Санкт-Петербурге. Однако он подчеркнул, что существуют проблемы, решения для которых пока не до конца понятны, но которые могут помешать добиться существенных результатов.

1. Слабое доверие инвесторов
Инвестиционный климат должен меняться. Сейчас есть новый документ, который обсуждают в МЭР – план «Трансформация делового климата». Ему нужно уделить особое внимание. Если доверие инвесторов не повысится и не появится уверенности в защищенности вложений, то многие планы развития останутся на бумаге. Намерения Минэкономразвития по выходу на показатель 25% роста инвестиций тоже заслуживают обсуждения. Там есть реальные меры, в том числе институциональные, но оценить их влияние на достижение обозначенного показателя пока сложно.

2. «Неуверенная» приватизация
В ближайшие два-три года не планируется существенно уменьшить долю государства в экономике, хотя в своем послании президент четко поставил такую задачу. Но в итоге от приватизации в ближайшие три года бюджет планирует получить 24 млрд руб.: 11, 13 и 0 - на третий год. К сожалению, Правительство не видит в этом шаге серьезный ресурс для подъема конкуренции и повышения прозрачности рынка. То есть поддержка частного бизнеса декларируется, но эффективность предложенных мер не однозначна.

3. Низкие производительные расходы
Если посмотреть прогноз, который представило министерство финансов в пояснительной записке к проекту бюджета, то доля расходов всей бюджетной системы, включая регионы и государственные внебюджетные фонды, на здравоохранение и образование в процентах к ВВП за три года увеличится только на 0,1%. То есть реальных структурных изменений мы не видим, и это настораживает.

4. Устаревшая институциональная база
Здесь стоит говорить и о реформе судебной системы – конечно, Верховный суд и Администрация президента несколько консервативно и сдержано относятся ко многим предложениям, но без этого мы не сможем двинуться вперед. То же можно сказать о госуправлении – если мы сохраним существующую бюрократическую систему, обилие контрольно-надзорных функций у государства, то ничего не получится. Хотя есть предложения, они обсуждаются, в том числе, в плане «Трансформация делового климата». В этом направлении мы видим нововведения, но пока не видим прорыва.