Больше свободы

22 апреля 2017

Новые возможности для ускоренного развития российских регионов обсудили участники круглого стола «Новая региональная политика».

По словам председателя совета ЦСР Алексея Кудрина, субъекты сегодня сильно ограничены в своих полномочиях, 2/3 из которых регламентированы. Самые зарегулированные сферы - через стандарты и нормативные акты – финансы, образование, здравоохранение. «Как в этих условиях сбалансировать бюджетную систему, которая, с одной стороны, выполняет задачу выравнивания, а, с другой стороны, должна предоставлять необходимую свободу и стимулы для работы?», - обратился Кудрин к собравшимся экспертам. Он предложил провести эксперимент и дать отдельным регионам больше свободы в рамках пилотного проекта, затем оценить результаты и, если опыт окажется удачным, перенести его на другие территории. «Переход к дифференцированным полномочиям через «пилоты» мог бы стать интересным веянием новой политики», - отметил Кудрин.

Экс-министр финансов предположил, что можно дать дополнительные права субъектам в части налогов. Однако, по его словам, для этого нужно доверие центра к региональным властям, поскольку его отсутствие ведет к большей регламентации действий. Он также предложил оптимизировать работу федеральных органов власти, передав часть их полномочий, часть контрольно-надзорных функций, субъектам. Наконец, он предложил участникам встречи подумать над тем, какие субсидии для территорий можно было бы отменить. «У нас был период, когда дотации на выравнивание составляли большую часть бюджетных трансфертов, а сейчас они сравнялись с субсидиями по другим направлениям и целям. То есть доля дотаций на выравнивание стала меньше, нужно ли нам возвращаться к увеличению?», - спросил Кудрин.

Алексей Праздничных, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР, оценил проблему со стороны международного опыта. По его словам, в мире доля необусловленных дотаций для обеспечения выравнивания регионов начинается от 60%, в России эта цифра была выше, но за последние годы эта доля сокращалась, а доля субсидий и других финансовых инструментов стала увеличиваться, что привело к дисбалансу. Поэтому, по мнению эксперта, необходимо увеличить долю дотаций на выравнивание общей системы трансферта минимум до 60%. Это, по его словам, обеспечит стабильность и устойчивость системы межбюджетных отношений.

По словам Праздничных, доля федеральных трансфертов в поддержку регионального развития в РФ составляет около 20%, то есть примерно 1/5 региональных расходных обязательств. Количество субсидий, направленных в регионы, велико и даже специалистам трудно разобраться, какие цели ставятся перед этими субсидиями. «Поэтому важно сократить количество субсидий и перейти от контроля за их расходами к контролю за достижениями результатов», - уверен представитель ЦСР. Необходимо начать переводить часть субсидий в конкурсные механизмы, важно сориентировать их на цели социально-экономического развития, отметил эксперт.

Эту мысль поддержал замминистра экономического развития Александр Цыбульский, сообщивший о необходимости перестройки самой системы оценки региональных властей. «Мы должны оценивать их не по эффективности освоения средств, а через показатели эффективности, которые они должны для себя формулировать», - сообщил чиновник. Тогда, по его словам, результат от расходования этих средств станет выше, повысится самостоятельность в принятии решений и как следствие - ответственность за их принятие. По мнению Цыбульского, на регион должна ложиться финансовая ответственность за недостижение показателей, а на губернатора - публичная политическая ответственность.

Временно исполняющий обязанность главы Республики Бурятии Алексей Цыденов согласился с тем, что такая ответственность должна быть. При этом он обратил внимание на то, что распределение бюджетов лежит не только на исполнительной власти, но и на законодательных собраниях регионов, хотя за действия депутатов глава региона отвечать не может.

Другие эксперты и главы регионов также высказались за совершенствование порядка выделения федеральных субсидий и дотаций. Так, по мнению ряда участников встречи, субсидии эффективнее предоставлять регионам не на год, а на три. Врио губернатора Пермского края Максим Решетников отметил, что из-за практики выдачи субсидий на один год средства доходят до подрядчиков к июлю или августу, когда строительный сезон уже заканчивается, и освоить их не всегда удается. «Выход один: трехлетние субсидии и максимальное облегчение всех процедур», - отметил он. По мнению проректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Ивана Федотова, такие долгосрочные субсидии должны выдаваться с правом ежегодной корректировки.

В конце заседания Алексей Кудрин отметил, что задача выровнять по социально-экономическому развитию лидеров и отстающих не ставится. «Ни Европа этого не смогла сделать, ни мы не смогли сделать. Выровнять Восток и европейскую часть, Москву и какую-нибудь высокодотационную территорию по социально-экономическому развитию нельзя», - сообщил глава совета ЦСР, добавив, что речь идет о некотором увеличении дифференциации между отдельными регионами. «Мы все чувствуем, что нам нужно совершенствовать межбюджетные отношения», - отметил Алексей Кудрин.