Большие планы для больших городов

18 июля 2018

Наталья Трунова на МУФ-2018. Конспект

Россия не сможет войти в пятерку ведущих экономик мира к 2024 году без нового подхода к развитию городов, агломераций и метрополий. На Московском урбанистическом форуме вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова рассказала о вызовах, стоящих перед страной и ее стратегических задачах.

Страна городов

Уровень урбанизации в России – один из самых высоких в мире. Доля городского населения составляет 74%, что сопоставимо с уровнем европейских стран. Но у истории российских городов есть свои особенности: советская модель индустриализации определила экономический и социальный профиль поселений – появились моногорода, своего рода современные слободы.

В 90-е годы ситуация быстро изменилась и моногорода начали испытывать трудности. Поменялась индустриальная карта: сегодня более 80% индустриальных парков создано в зонах крупнейших агломераций, около 25% таких парков расположено в Москве и области. Для бизнеса важна близость к рынкам и наличие человеческого капитала.

Вызовы городской политики

Ключевой вызов – это усиление конкуренции среди мировых центров. По данным ООН, концентрация населения будет только расти. К 2030 году количество городов с населением от 1 млн увеличится с 278 до 363 и именно между этими городами будет идти конкуренция за возможность создавать добавленную стоимость. Россия пока же представлена в списке глобальных городов только двумя мегаполисами.

Кроме того, даже в крупных городах-миллионниках качество городской среды сильно отстает от Москвы, а в малых городах ситуация еще сложнее. Не хватает проектов по проектированию пешеходных зон, развитию транспортной связанности. Для городов перейти на новую модель развития и даже реализовать крупные проекты оказывается небыстро и непросто – это требует огромных организационных, интеллектуальных и финансовых вложений.

Что делать дальше

Ускорению экономического роста может помочь принятие комплексной национальной политики развития городов. В странах ОЭСР стало нормой вырабатывать национальную городскую политику и особенно фокусироваться на городском транспорте. Для гармоничного пространственного развития стране нужно больше городов-лидеров и метрополий, способных конкурировать с мировыми центрами.

Под эти цели должна расширяться дорожная сеть и строиться высокоскоростные железные дороги (ВСМ). Пока наша транспортная система больше заточена на перемещение грузов, а не людей, самого важного фактора производства в новой экономике. К 2035 году протяженность ВСМ должна достичь 4363 км. Количество жителей, проживающих в двух часах езды от центра агломерации, должно вырасти с 23,8 млн до 33,8 млн человек, 185 муниципальных образований войдут в орбиту агломераций. Тогда и экономический рост сосредоточится в этих новых центрах развития - доля шести метрополий в ВВП страны к 2035 году должна вырасти с 41,3% до 48,4%, доля девяти агломераций и крупных городов -с 8,69% до 13,2%.

Презентация Натальи Труновой