Большие возможности малых территорий

#пространственное развитие

Участники круглого стола, организованного экспертным советом по малым территориям в ЦСР, обсудили проблемы развития предпринимательства в небольших городах и селах.

Эксперты — представители муниципалитетов и бизнесмены — рассказали о предпринимательских кейсах в малых городах и сельских поселениях, а также поделились проблемами, с которыми им приходилось сталкиваться при реализации проектов. По словам участников, это в первую очередь проблема стоимости кредитных ресурсов, а также зарегулированность и административная нагрузка.

Многие игроки боятся конкуренции со стороны федеральных компаний, например, крупных торговых сетей, которые могут потеснить их с рынка. Еще один страх предпринимателей — это усиление фискального прессинга на фоне снижения покупательской способности населения.

По словам экспертов, «серая зона» — наиболее органичная форма выживания для малого бизнеса в небольших городах. При этом, предприниматели — единственная основа экономики территорий, где нет крупных предприятий. Да, у малого бизнеса есть запрос на поддержку местной власти, но она зачастую им не может ее предложить. Это вопрос коммуникационных «разрывов» между бизнесом, властью и обществом.

Перед малым и средним бизнесом на местах стоят разные задачи, отметил в своей презентации Алексей Фирсов, гендиректор Центра социального проектирования «Платформа». По его словам, среди задач развития крупного и среднего бизнеса: преодоление, с одной стороны, «промзонного сознания» (полное отстранение от вмешательства в жизнь города), с другой — комплекса социального демиурга (агрессивное вмешательство). Еще одна задача крупного и среднего бизнеса — создание модельных форм взаимодействия с органами власти.

Для малого бизнеса актуальные другие задачи: создание системы учета региональных специфик в законодательстве; cтимулирование развития организационных форм, объединяющих интересны малого бизнеса (кооперации, закупочные союзы, ассоциации и т.д.), а также развитие систем финансовой поддержки (банковское кредитование и финансирование со стороны кредитных кооперативов, налоги и другие).

Эксперты обсудили возможности раскрытия экспортного потенциала малых территорий, перспективы принятия программы развития внутреннего туризма. Среди возможных мер поддержки бизнеса на местах – внедрение проекта «покупай местное», организация ярмарок, а также проведение конкурсов и принятие мер поддержки кооперации со стороны государства.

«У нас есть локальные бренды, но знаковых среди них мало», - призналась вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова. По ее словам, необходимо разработать меры поддержки существующих проектов и стимулировать развитие новых направлений.

Обсуждение на площадке ЦСР продолжится. По словам Натальи Труновой, в дальнейшем планируется оформить конкретные предложения для разработки национальных проектов по поддержке малых территорий, которые будут переданы в федеральные органы власти. Эти предложения должны максимально стимулировать развитие малого бизнеса за пределами крупных городских центров.


20.08.2018