Будущее инклюзивного образования в России
22 февраля 2017
ЦСР собрал экспертов-педагогов, чтобы ответить на вопрос: какие меры необходимо предпринять государству для развития инклюзивного образования как основы развития «включающего» общества.
Речь идет о реализации на практике инструмента «включенности», без которой невозможно достижение целей - роста качества жизни, активизации человеческого потенциала и повышения доверия общества к государству.
К одной из основных групп, находящихся в зоне социального риска (риска «исключенности»), относятся инвалиды, которые сталкиваются с нехваткой качественной медицинской и социальной помощи, невозможностью трудоустройства и получения полноценного образования, враждебностью среды обитания и т.п. Преодоление неравенства между людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и теми, кто таких ограничений не имеет – закономерный этап развития любого цивилизованного общества.
Уже долгие годы во многих развитых странах действуют системы инклюзивного (от фр. inclusif — включающий в себя) или включенного образования, задачей которого является интеграция детей с инвалидностью и особенностями развития в общеобразовательные массовые учреждения. Россия сильно отстает от развития этого направления. С одной стороны, принята государственная политика в сфере образования детей с ОВЗ, установлены основные механизмы и нормы реализации идеи инклюзии, принята госпрограмма «Доступная среда» до 2020 года, утверждены федеральные государственные стандарты для обучения детей с ОВЗ. Однако принятых мер оказалось недостаточно.
Поэтому в готовящейся общей стратегии развитию системы инклюзивного образования (ИО) будет уделено отдельное внимание. Для этой работы эксперты ЦСР привлекают представителей академического сообщества, педагогов специализированных школ, благотворительных фондов – впервые они встретились на площадке ЦСР 21 февраля и провели стратегическую сессию, посвященную перспективам развития инклюзивного образования до 2024 года и 2035 года.
По словам присутствующих, на данный момент государство практически устранилось от поддержки ИО, переложив эти задачу на уровень регионов и муниципалитетов. Это привело к сокращению госфинансирования и переносу финансовой нагрузки на общественные организации, родителей, местные бюджеты, а также усилению социально-экономической неравномерности в развитии ИО в регионах.
Принятые госстандарты образования, как оказалось, больше рассчитаны на коррекцию отставания в развитии, а потому и не решили проблемы доступности и качества образования для детей с ОВЗ. Большой проблемой является недостаточный уровень профессионализма школьных учителей для работы с «особенными» детьми. Но, по признанию экспертов, основным препятствием в реализации задач ИО по-прежнему остаются психологические барьеры - общее образование в России еще не готово к включению детей с инвалидностью.
Результатом дискуссии стала выработка мер, которые могли бы решить эти проблемы. Среди них – создание системы непрерывного ИО: от детского сада до средней школы. Особо отмечалось, что для облегчения «включения» ребенка в общество, ему необходимо предоставлять профессиональное образование, соответствующее современному рынку труда. Эксперты говорили о разработке понятных и прозрачных федеральных норм расчета финансирования ИО, принятия программы подготовки педагогических кадров для работы с «особенными» детьми в рамках модернизации всего педагогического образования в стране.
Стимулом для школ для работы в этом направлении могло бы стать формирование рейтингов образовательных учреждений и регионов по доступности среды и образования. Также обсуждалось возможность создание института тьютеров – помощников-опекунов по сопровождению детей с рождения до окончания образовательных учреждений. Наконец, для искоренения страха в обществе и формирования терпимости к инвалидам и детям с ОВЗ посредством социальной рекламы необходимо принятие специальной программы на государственном уровне.
Какие из озвученных предложений войдут в общую стратегию развития страны, пока говорить рано. Но очевидно, что прогресс в части развития ИО поможет пополнить российский человеческий капитал и, что не менее важно, помочь сформировать атмосферу доверия, снизить социальную напряженность и гуманизировать российское общество. Для экономики страны эффект даст снижение уровня иждивенчества (инвалиды - самая многочисленная группа, получающая социальная помощь в России – почти 10% населения) и включение этой группы в активную трудовую деятельность.
Кадровые проблемы не решить за счет курьеров
04.12.2024Читать
ЦСР: 20 компаний-туроператоров из Китая познакомились с новым туристическим маршрутом
03.12.2024Читать
Россия продолжает демонстрировать туристический потенциал под единым брендом Discover Russia
26.11.2024Читать
Туроператоры стран Персидского залива намерены привезти тысячи гостей в Тверскую область
25.11.2024Читать
ЦСР и АО «ГЛОНАСС» составят универсальный рейтинг регионов России по подключению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»
21.11.2024Читать
Определились полуфиналисты III конкурса Студенческих инициатив
20.11.2024Читать
Электросамокаты требуют не ситуативного, а комплексного регулирования
20.11.2024Читать
Российский турпотенциал на Travel Expo Ankara вызвал большой интерес в Турции
18.11.2024Читать
«Великий чайный путь» и турпотоки обсудили в Казани
15.11.2024Читать
Разработка и соблюдение стандартов качества - необходимое условие для развития туризма
14.11.2024Читать
В Нижегородской области установлен экспериментально-правовой режим для беспилотников
13.11.2024Читать
ЦСР и экосистема «Горы России» объединяют усилия для развития горнолыжного туризма
13.11.2024Читать
ЦСР и PR-отрасль будут вместе продвигать российский туристический потенциал за рубежом
11.11.2024Читать
Уже более 500 человек из 65 регионов повысили квалификацию по курсам КНД в ЦСР
08.11.2024Читать
Российские ученые пересчитали баланс парниковых газов в стране
08.11.2024Читать
Создание российской системы климатического мониторинга – это самая эффективная нефинансовая мера поддержки бизнеса
05.11.2024Читать
ЦСР составил портрет среднестатистического российского туриста
04.11.2024Читать
ЦСР призвал регионы поддерживать креативные индустрии
31.10.2024Читать
ЦСР рассказал о преимуществах кластеров в пространственном развитии
26.10.2024Читать
Определены финалисты III конкурса «Лучшая практика межмуниципального взаимодействия»
25.10.2024Читать
ЦСР видит заинтересованность в инвествычете малых и средних компаний
24.10.2024Читать
ЦСР предложил туристическому сообществу совместно участвовать на международных туристических выставках
22.10.2024Читать
ЦСР предложил странам СНГ разработать трансграничные турмаршруты
21.10.2024Читать
Новые участники усилят влияние БРИКС на рынке нефти и газа
21.10.2024Читать