Будущее школы
04 июня 2017
Как нужно учить детей сегодня, чтобы они смогли встроиться в экономику будущего? Ответы на эти вопросы искали участники панельной сессии «Революция в образовании: готовы ли мы?».
Президент ЦСР Павел Кадочников напомнил, что Центр стратегических разработок разработал стратегию развития страны на 2018-2024 годы, где человеческому капиталу уделяется большое внимание. «Система образования – это то, чем сегодня нужно очень плотно заниматься и инвестировать в него прямо сейчас», - отметил эксперт.
По его словам, дети, которые сегодня приходят в школу, будут работать в экономике, сильно отличающейся от нынешней: в ней сократится объем рутинных процессов, появятся другие профессии, больше внимания будет уделяться коммуникациям, взаимодействию с технологиями и цифрой. «Когда мы пытались найти проекции этих процессов в сегодняшней системе образования, то не нашли их. Более того, мы уже опаздываем с их введением: те, кто в 2024 году выйдет на рынок труда, уже закончили начальную школу», - констатировал Павел.
Он отметил изменения на рынке труда. В 90-е и «нулевые» работодатели принимали на работу человека, ориентируясь на образование, а затем сами учили его необходимым компетенциям. Сегодня работодатели хотят видеть «готовых» сотрудников, которые могут прийти и сразу начать решать необходимые задачи.
Павел Кадочников назвал несколько мер, необходимых для изменения ситуации на рынке образования. В течение ближайших 6 лет, по его словам, требуется решить три задачи. Первая – придать гибкость образованию. «В экономике, к которой мы идем, образовательные организации, будь то вузы или школы, не должны работать как фабрики и продолжать штамповать одинаковых выпускников», - отметил эксперт. Индивидуализация, развитие по интересам, работа с каждым, расширение программ работы с талантами, все это - необходимые элементы образования будущего.
Вторая задача – повышение мотивации нового поколения. «Если мы не будем доносить до детей, а затем и до молодежи и подростков, что им всю жизнь придется учиться - сначала в школе, затем в вузе, потоми – в системе непрерывного образования- то не сможем раскрыть человеческий капитал, который есть в стране», - отметил президент ЦСР.
Наконец, третья задача – это обновление содержания обучения. «Мы много говорим о цифровой экономике, но назвав уроки труда «технологиями», продолжаем делать табуретки. Так мы далеко не продвинемся», - отметил Кадочников. По его словам, обновление нужно и школам и вузам.
Выступившая перед участниками дискуссии министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула, что российские школы и вузы уже находятся на пороге цифровой революции, и преподаватели должны быть к ней готовы. «Революция неизбежна, но мирным путем», - считает министр.
Она сообщила, что ведомство запускает две ключевые программы в области информатизации образования: «Российская электронная школа» и «Современная цифровая образовательная среда» для вузов. По словам Васильевой, что запускаемые программы дадут преподавателю технологии, позволяющие ему быть наставником для своих учеников, которые в этой «цифре» уже рождены.
В свою очередь, вице-премьер Ольга Голодец подняла кадровый вопрос. «Чего сегодня требует система - это постоянное качественное образование педагогов. Вот мы задали цель, что уровень оплаты труда педагога должен быть выше, и несколько лет в Москве серьезно повышалась оплата труда. Мы видели, что за три года, вслед за изменением зарплаты, быстро изменились, прямо моментально, возраст педагогов и их подготовка», - отметила вице-премьер. По ее словам, современный педагог должен думать и о технических новациях, и о социальных новациях, он должен научить ребенка жить в меняющемся мире.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов также остановился на функциях учителя. «В первую очередь учитель 2025-2035 годов должен быть воспитателем в большей степени, чем он сейчас им является, в большей степени, чем он им был в советской школе. Функция воспитания должна быть центральной у будущего учителя, потому что это то, что сохранит ядро школы», - заявил ректор ВШЭ.
Он также поделился прогнозами грядущих изменений в образовательной сфере. По мнению главы ВШЭ, к 2025 году уйдут в прошлое бумажные учебники. А до 2035 года произойдет радикальная смена образовательных методик. Кузьминов считает, что более половины реальной образовательной деятельности детей будет проходить вне школы. Однако это не отменит школы, которая будет серьезно модифицирована - не столько сменой предметов, но сменой методов обучения. По словам ректоры, воспитательная роль педагога должна оттеснить роль школы как центра традиционного, рутинного обучения. «Будут автоматизированы, забраны у человека не только рутинные задачи, но и рутинное принятие решений. Современные технологии уже через пять лет смогут перечеркнуть технологии обучения, потому что за каждого ребенка в 2025 году решат задачу, за него подберут примеры и за него напишут эссе», - заявил Ярослав Кузьминов.
Кадровые проблемы не решить за счет курьеров
04.12.2024Читать
ЦСР: 20 компаний-туроператоров из Китая познакомились с новым туристическим маршрутом
03.12.2024Читать
Россия продолжает демонстрировать туристический потенциал под единым брендом Discover Russia
26.11.2024Читать
Туроператоры стран Персидского залива намерены привезти тысячи гостей в Тверскую область
25.11.2024Читать
ЦСР и АО «ГЛОНАСС» составят универсальный рейтинг регионов России по подключению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»
21.11.2024Читать
Определились полуфиналисты III конкурса Студенческих инициатив
20.11.2024Читать
Электросамокаты требуют не ситуативного, а комплексного регулирования
20.11.2024Читать
Российский турпотенциал на Travel Expo Ankara вызвал большой интерес в Турции
18.11.2024Читать
«Великий чайный путь» и турпотоки обсудили в Казани
15.11.2024Читать
Разработка и соблюдение стандартов качества - необходимое условие для развития туризма
14.11.2024Читать
В Нижегородской области установлен экспериментально-правовой режим для беспилотников
13.11.2024Читать
ЦСР и экосистема «Горы России» объединяют усилия для развития горнолыжного туризма
13.11.2024Читать
ЦСР и PR-отрасль будут вместе продвигать российский туристический потенциал за рубежом
11.11.2024Читать
Уже более 500 человек из 65 регионов повысили квалификацию по курсам КНД в ЦСР
08.11.2024Читать
Российские ученые пересчитали баланс парниковых газов в стране
08.11.2024Читать
Создание российской системы климатического мониторинга – это самая эффективная нефинансовая мера поддержки бизнеса
05.11.2024Читать
ЦСР составил портрет среднестатистического российского туриста
04.11.2024Читать
ЦСР призвал регионы поддерживать креативные индустрии
31.10.2024Читать
ЦСР рассказал о преимуществах кластеров в пространственном развитии
26.10.2024Читать
Определены финалисты III конкурса «Лучшая практика межмуниципального взаимодействия»
25.10.2024Читать
ЦСР видит заинтересованность в инвествычете малых и средних компаний
24.10.2024Читать
ЦСР предложил туристическому сообществу совместно участвовать на международных туристических выставках
22.10.2024Читать
ЦСР предложил странам СНГ разработать трансграничные турмаршруты
21.10.2024Читать
Новые участники усилят влияние БРИКС на рынке нефти и газа
21.10.2024Читать