Что налоговые изменения значат для развития российской экономики

30 мая 2024

Первый заместитель генерального директора ЦСР Глеб Покатович рассказал "Форбс" о ключевых параметрах налоговых изменений, которые инициировал Минфин. По его мнению, финансовые власти запускают фискальный сдвиг в экономике, что позволит построить архитектуру справедливой и сбалансированной фискальной системы на ближайший период.

Справедливости ради, зерна нынешних изменений в налоговой системе закладывались еще несколько лет назад, когда не было никаких оснований полагать, что свободное движение российских финансовых потоков может быть ограничено, а плоская шкала НДФЛ выступала эффективным инструментом выведения заработной платы из «тени». Имеются в виду, например, такие механизмы, как сверхуспешный налог на самозанятых (для вовлечения работников в налоговую орбиту), и элементы прогрессивного налогообложения доходов с депозитов или доходов свыше 5 млн рублей, средства от которого шли на помощь детям с тяжелыми и редкими заболеваниями.

Теперь правительство предлагает сделать шкалу подоходного налога более прогрессивной за счет увеличения налогообложения высоких доходов. При этом шкала НДФЛ будет настроена таким образом, что изменения не затронут большинство (97%) россиян и больше платить в бюджет будут только люди с высокими доходами — порог в 200 000 рублей, начиная с которого ставка будет расти, установлен на уровне, втрое превышающем среднюю зарплату по стране. При этом представленная прогрессия довольно «пологая», с шагом 2-3 процентных пункта. Важно понимать, что каждый следующий шаг увеличения ставки будет применяться именно к превышению дохода над пороговой величиной. Так, при доходах на уровне 2,5 млн рублей в год 15%-ную ставку налога придется заплатить только с «хвостика», или суммы в 100 000 рублей. При этом для поддержки небогатых семей с детьми вводится система «налогового кешбэка» — это новый эффективный вид налоговой выплаты, который компенсирует больше половины налога, уплаченного по прежней плоской ставке. Он будет автоматически предоставляться через Социальный фонд примерно половине российских семей с двумя и более детьми.

К этому процессу подключаются социальные системы — ЕГИССО и Социальное казначейство, которые вместе позволят гибко и надежно обеспечивать адресность предоставляемых льгот и социальных субсидий.

В корпоративной сфере с 20% до 25% повышается ставка налога на прибыль. Однако эта мера компенсируется дополнительными стимулами для бизнеса инвестировать в основной капитал, исследования и разработки. В частности, региональный инвестиционный налоговый вычет станет бессрочным, одновременно появится и аналогичный федеральный механизм. Остаются в силе все стабилизационные оговорки по заключенным ранее договорам. Это касается различных преференциальных режимов, механизмов защиты капиталовложений, специнвестконтрактов. К неприкосновенным схемам отнесен и упомянутый выше налог на профессиональный доход («налог на самозанятых») — его значения в 2018 году были зафиксированы сроком на 10 лет.

Для предприятий на УСН поднимаются лимиты до 450 млн рублей и вводится НДС для предприятий с доходами от 60 до 450 млн рублей. И здесь, в зависимости от того, чем занимается предприятие, оно может выбрать себе либо общий режим НДС со ставкой 20%, либо особый со ставкой всего 5-7%. Важно, что это даст дополнительный стимул крупным заказчикам работать с малыми предприятиями, принимая их НДС к вычету — механизм, уже успешно опробованный в сельском хозяйстве

Для подавляющего большинства компаний на УСН — 96,8% — условия сохраняются. А вот для предприятий на общей системе налогообложения с доходами ниже 450 млн рублей в год открывается возможность перейти на «упрощенку», снизить налоговую и административную нагрузку, облегчить учет и отчетность. Более того, для средних и малых производственных компаний (за исключением плательщиков НДПИ) ставка по уплате страховых взносов снизится с 15% до 7,6%. Это одна из самых востребованных мер поддержки для компаний, опирающихся на квалифицированный персонал.

С точки зрения региональных бюджетов дополнительные налоги будут в основном перераспределяться через федеральный бюджет в виде трансфертов или софинансирования реализации национальных проектов в субъектах. Кроме того, регионам и муниципалитетам предполагается дать больше прав для точечной донастройки региональных и местных налогов (в частности, возможность повышения налоговой нагрузки на дорогостоящее имущество и земельные участки), а также предоставить право введения туристического налога.

Параллельно предложены решения по наиболее значимым проблемам, назревшим в последние годы, — дробление бизнеса, увод прибыли в офшоры и теневая занятость. Так, предлагается провести налоговую амнистию для тех налогоплательщиков, кто готов начать работать «вбелую» и отказаться от схем дробления бизнеса с целью сохранения УСН. Взамен будет гарантировано получение «автоматического и безусловного освобождения от ответственности в прошлые периоды вне зависимости от оценки налоговой службы».

Запрос на разработку обсуждаемых решений в налоговой сфере зрел достаточно давно. И сейчас в одной точке сошлись накопившиеся социальные и экономические проблемы и поставленные национальные цели развития страны — совершенствованию налоговой системы дан старт.

Подробнее на страницах Forbes.