Что такое метрополии и как их развивать в России

12 декабря 2018

Москву и Санкт-Петербург – единственные российские города, попавшие в рейтинг глобальных городов GaWC – можно назвать метрополиями. Какими характеристиками отличаются населенные пункты такого типа и в чем разница между метрополиями и агломерациями, объясняет старший эксперт направления «Пространственное развитие» Илья Лагунов.

Концепция метрополий не новая – она обозначает быстро развивающиеся города, способные конкурировать на глобальном уровне. В урбанистике сложилось следующее определение метрополий: «группа соседствующих и взаимодействующих агломераций вместе с разделяющими их сельскими территориями». В метрополии объединяются несколько крупных центров или агломераций, более мелкие города-сателлиты, а также территории между ними. Структура метрополии характеризуется развитой транспортной сетью, устойчивыми связями бизнес-сообществ городов, едиными социальными и экономическими целями развития.

Именно в этих целях и состоит главное отличие метрополий от агломераций: первые призваны стать территориями, конкурентоспособными на мировом рынке, вторые – на национальном уровне.

Сейчас в России можно говорить о формировании пяти метрополий. В центре страны – это Москва, Санкт-Петербург и территории между ними. На юге – Ростов-на-Дону и Краснодар, которые вместе способны показать высокие темпы экономического роста. Центрами метрополии в Поволжье могу стать Самара, Казань и промышленный Тольятти. На Урале объединение двух самых близко расположенных миллионников – Екатеринбурга и Челябинска – может сформировать полноценную метрополию. В Сибири локомотивом развития может быть Новосибирск и менее крупные, но развитые города Кузбаса.

Если говорить о направлениях развития метрополий, я бы выделил следующие:

1) Специализация на отдельных секторах и отраслях экономики
Начинать работу в этом направлении стоит с системы высшего образования. Научно-образовательные центры должны выстраиваться в логике корпораций по всей территории метрополии – то есть охватывать полный спектр профессий и специальностей в выбранной отрасли и распределять образовательные мощности равномерно. Поддержка бизнеса может происходить по уже опробованным сценариям – через формирование системы научных и технологических парков, опытных полигонов, производственной и другой инфраструктуры (в том числе, имеющих особый статус в соответствии с федеральным законодательством) по направлениям специализации метрополии. Разумеется, для успешного развития необходима поддержка инвесторов и предпринимателей, работающих в выбранной сфере. Можно говорить и о преференциях для профильных компаний-резидентов – о налоговых, имущественных, административных. В современных условиях необходимо поддерживать имидж и статус меторополии через единую маркетинговую стратегию, продвигающую территории на основных рынках специализации.

2) Человеческий капитал
В формирующих российских метрополях живут минимум три миллиона человек. Однако, ориентироваться стоит не на количество, а на качество тех специалистов, которые работают на экономику территории. Для этого эксперты предлагают упростить процесс получения гражданства для иностранцев, окончивших вузы в городах метрополии, для высококвалифицированных специалистов по направлениям специализаций метрополии, а также для иностранцев, которые основали высокотехнологичные предприятия или инвестировали более 1 млрд. руб. на территории метрополии. Понятно, что у этих специалистов должна быть возможность быстро перемещаться между центрами метрополии, поэтому необходимы высокоскоростные железные, автомобильные дороги и единая система общественного транспорта. На уровне должны быть медицинские и образовательные услуги.

3) Городская среда и внешняя инфраструктура
Комфортная городская среда формирует чувство безопасности и способствует самореализации. В городах метрополий необходимо провести ревитализацию среды, включая размещение экономических центров. Для управления городской инфраструктурой могут использоваться технологии «умного города». Понятно, что привлечение специалистов требует развития жилого массива, включая уже застроенные районы. Кроме того, студенты и выпускники вузов могут получать поддержку в получении квартир, если они работают на территории метрополии по специализации. Для успешного функционирования метрополии в ней должен находиться минимум один крупный авиационный хаб, дорога до которого из любой точки не будет занимать более полутора часов.

Все этим меры должны быть подкреплены институциональными изменениями, пересмотром некоторых нормативных актов и также внесением поправок в Градостроительный кодекс РФ.