Далеко от идеала

01 сентября 2017

День знаний – повод задуматься о том, насколько отечественная высшая школа соответствует запросам общества и вызовам, стоящим перед экономикой страны. Своими мыслями о качестве российского высшего образования делится профессор финансов РЭШ Олег Шибанов.

Не будет откровением для многих мнение о том, что высшее образование в России хромает. Да, количество обучающихся огромное, но получаемые ими знания имеют довольно низкое качество, если судить с точки зрения международных стандартов. Более того, утверждать, что у нас всюду используются современные методики образования, едва ли возможно. Я лучше знаю уровень подготовки в области экономики и финансов, и в основном говорю про эти сферы.

Конечно, мы видим определенное движение в позитивную сторону. Например, ВШЭ попала в число 50 молодых развивающихся университетов, а в рейтинге QS представлено некоторое количество российских вузов. Они развиваются, преподаватели публикуют статьи в международных научных журналах, обновляются программы. Однако с рабочими специальностями дела обстоят хуже. Мы прекрасно понимаем, что сегодня технологии все больше связаны с экономикой, и движение World Skills – международное движение работы с навыками – добивается серьезных успехов. Это очень важное направление, потому что любое образование само по себе недостаточно без применения технологий, без воплощения идей в реальность. В России пока это движение развивается точечно, и нужно активнее работать в этом направлении.

Вторая проблема российского образования – его оторванность от реалий бизнеса. Глава Сбербанка Герман Греф все время напоминает, что, с одной стороны, бизнес зачастую оторван от прикладной науки, с другой стороны – университеты не стараются ориентироваться на запросы бизнеса. Выпускники должны иметь навыки и компетенции, востребованные сегодняшним днем. Вчерашний студент должен самостоятельно применять полученные знания на практике, а выходя на работу, он не должен еще год обучаться базовым навыкам. Да, определенные успехи есть. ВШЭ, МГУ, РАНХиГС, РЭШ и другие университеты ориентированы на то, чтобы выпускники были успешны в бизнесе и знали его функционирование. Совокупность молодых людей, которых они выпускают, все-таки чаще идут в частный сектор, чем в государственные структуры.

Но этого мало, нужно менять ситуацию в целом. Следует сохранить общую разумность нашего образования, но подходы нужно модернизировать. Российское образование слишком академично, частично застряло в прошлом и не старается обновлять свои методички. Зачастую наши власти в области образования не хотят заниматься прикладными вопросами, изучать потребности рынка труда. Это плохо с точки зрения мобильности выпускника и его способности делать что-то новое. Если мы возьмем средний вуз, то увидим, что его выпускники не могут уехать в другой город и сразу найти интересную работу, которая позволила бы им развиваться, получать достойную зарплату. То, чему они учились, в большинстве своем оказывается ненужным.

Я знаю в основном московские реалии и вижу, что последние 2-3 года столичные ведущие вузы меняются. Создаются магистерские программы, которые обучают студентов концепциям на современном уровне. Они позволяют понять, как знания могут применяться на практике, постажироваться в компаниях и в дальнейшем заниматься тем, чем хочет заниматься сам студент. Попытка решить какую-то реальную бизнес-задачу, работа над кейсами сильно поднимает уровень образования, дополняет теорию. Молодые люди понимают, что их навыки не оторваны от реальности, и вкладываются в учебу.

Понятно, что не для все специальностей это возможно, есть предметы, которые не ориентированы на прикладное применение в бизнесе. Но для большинства специальностей такой подход вполне реален. Это проектная деятельность соответствует мировым тенденциям. Да, эта тенденция скорее всего приведет к исчезновению классических университетов, потому что всех будет интересовать короткая программа с применениями на работе. Во всем мире высшее образование поворачивается в сторону практичности. Насколько эта идея будет реализована в нашей стране – вопрос сложный, но к этому нужно стремиться, ориентируясь на лучшие образцы такого подхода.

Проблема еще и в том, что вузам требуется давать глобальные навыки, глобальные парадигмы мышления, чтобы все это могло пригодиться в любой стране, им нужно использовать лучшие практики и побеждать конкурентов. С этой точки зрения, нужно понимать, насколько российские образовательные программы конкурентноспособны на мировом уровне. Какие-то заведения могут думать, что они хороши внутри России, что имеют высокие российские рейтинги, но гораздо важнее, чтобы программы соответствовали уровню развитых стран. Некоторые вузы уже много делают для этого, в частности, помогая студентам добиться дальнейшего обучения в топовых западных аспирантурах. В этом смысле (в финансах и экономике) ВШЭ и РЭШ – два локомотива, которые отсылают за границу по 20-30 человек в лучшие университеты мира, начиная с Гарварда. Такие же примеры есть в физике, математике, биологии – просто я о них меньше знаю. Это говорит о том, что некоторые части российского образования достаточно конкурентны, но ситуация в целом далека от идеала.