Диалог власти и бизнеса – залог развития туризма

25 августа 2018

Эффективное взаимодействие бизнеса и государства может стать толчком к развитию рынка туруслуг в регионах. Такое мнение высказали участники круглого стола, посвященного обсуждению предложений ЦСР к туристической стратегии России до 2024 года.

«Бизнес часто берет на себя несвойственные ему функции, а мы этого иногда не видим, не понимаем, – описала ситуацию зампред комитета культуры Волгоградской области Оксана Маргиани. – На примере нашего региона, предприниматели часто говорят, что продвигают отдельные продукты, а руководство области ничего не делает. А мы отвечаем, что, наоборот, создали массу маршрутов, которые бизнес не продает. Диалога не получается».

При этом Волгоградская область – один из первых регионов, реализовавших концессионные проекты по развитию санаторно-курортного комплекса «Эльтон» и городского парка.

Бизнес всегда будет драйвером развития туристической отрасли, считает партнер Адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. Во многих регионах рынок растет за счет платежеспособного спроса, но полноценная политика в этом направлении отсутствует. Если предложения ЦСР будут реализованы, государство, по мнению эксперта, сможет упорядочить во многом стихийные процессы в отрасли. «Это поспособствует тому, чтобы бизнес из дикого мог стать более цивилизованным. В отдельных случаях может указать на потенциальные сферы развития, создавая соответствующую инфраструктуру», – подчеркнул Качкин.

Инструменты взаимодействия государства и бизнеса заложены в Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации с 2011 по 2018 годы». ФЦП была фактически первой, в которой условия софинансирования проекта со стороны региона и бизнеса стали обязательными. Инструменты совместного развития инфраструктуры касаются, в основном, синхронного финансирования инфраструктурных объектов и проектной работы, то есть реализуют идеологию государственно-частного партнерства, но не дают гарантий участникам процесса, не затрагивают вопросы распределения рисков, отмечают эксперты ЦСР.

При этом, не всегда отношения государства и бизнеса в сфере туризма должны упираться в деньги, уверен Денис Качкин. Именно точки соприкосновения и должна определить стратегия. «ГЧП – это проектное финансирование, реализованное на основе контракта. А, например, на Байкале нужно регуляторное вмешательство – там нужна настройка рынка услуг, внедрение стандартов для бизнеса. Это не ГЧП в классическом понимании, а именно взаимодействие игроков», – пояснил Качкин. Он добавил, что в конечном счете должна сформироваться система гарантий, в том числе и институциональных.

Такая система и олицетворяют собой туризм, считает Оксана Маргиани. Государство комплексно воспринимает территориальную политику, а бизнес готов эту политику воплощать в жизнь, подчеркнула эксперт. «Налаженный диалог позволит двигаться быстрее. Но начинаться этот процесс должен на федеральном уровне, а в регионах его подхватят и будут развивать», - добавила Маргиани.