Джеф Спек: как городская среда влияет на жизнь людей

16 мая 2017

Известный урбанист рассказал о мировом опыте благоустройства городов: об их доступности для пешеходов, зонировании пространств и о многом другом.

Американский архитектор и урбанист Джеф Спек получил известность как соавтор книги «Нация пригородов», содержавшей последовательную и обоснованную критику стихийного роста пригородов. На днях он впервые посетил Россию и выступил перед экспертами, предложив ряд идей по изменению городской среды в нашей стране. По его мнению, нужно сокращать количество автомобильных дорог, развивать общественный транспорт, обустраивать удобные пешеходные зоны. Из-за того, что города сформированы по принципу отдельных зон - спальных, промышленных, офисных, торговых кварталов - для того, чтобы добраться из одной зоны в другую, требуется транспорт. Затраты на транспорт с 1970 года выросли с 10% до 20-40% в 2010-ом в зависимости от дохода горожан. Человечеству требуется все больше транспорта и все более сложная дорожная инфраструктура. Хотя есть другая идеология - совмещение разных функций в пределах небольших территорий, что позволяет использовать в качестве транспорта велосипед и собственные ноги.

Спек сформулировал несколько базовых правил для формирования комфортной среды, среди которых - использование разных видов транспорта. «У вас есть трамваи. Я вас призываю не убирать их. Этот тот вид транспорта, который надо сохранять и в который надо вкладывать инвестиции», - считает эксперт. Также, по его словам, независимо от климатических условий люди любят ходить пешком, поэтому необходимо адаптировать города под пешеходов. «Когда вы строите удобные улицы, хорошо сформированные - это позволяет минимизировать климатически неблагоприятные условия, делая города пешеходными», - сказал Джеф Спек. Он отметил, что работы в этом направлении уже ведутся во многих российских городах, в том числе в Москве.

Кроме того, считает эксперт, необходимо развивать велотранспорт, инвестировать в велодорожки. «Если тратить 1/20 часть того, что вы тратите на автоинфраструктуру, то у вас будет хорошая велосипедная зона», - заявил Спек. Он признал, погода имеет значение, топография имеет значение, но на Аляске люди больше ездят на велосипеде, чем в Калифорнии, и это связано с тем, что там вложены инвестиции в продуманную систему велодорожек.

«Если говорить: у нас нет велосипедистов, не надо строить им дорожки, это все равно, что говорить: не надо строить мосты - никто не ходит через реку», - считает эксперт. Также Спек считает, что принципы адаптации городов для пешеходов универсальны и применимы ко всем городам мира. Он отметил, что у большинства городов проблемы одни и те же. «Не хватает деревьев, тротуаров. Планируйте деревья, если у вас есть некрасивые здания, вы их спрячете за деревьями», - поделился советом Джеф Спек. Итогом встречи с экспертами стало заявление: принципы адаптации городов для пешеходов универсальны и применимы ко всем городам мира.