Екатерина Папченкова: Регулирование платформенной экономики и электронной коммерции должно быть вдумчивое и осторожное

10 октября 2023

В ходе ECOM Retail Week, заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Екатерина Папченкова рассказала про актуальный международный опыт регулирования электронной торговли, который может быть учтен при разработке соответствующего российского регулирования.

«В России, опираясь на международный опыт и множество других аспектов важно проводить очень осторожное и вдумчивое регулирование платформенной экономики и электронной коммерции», отмечает заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Екатерина Папченкова.

«При этом важно учитывать создаваемые ими позитивные социально-экономические эффекты. Отечественное регулирование точно не должно приводить к снижению конкурентоспособности наших платформ в борьбе за российского и иностранного потребителя, а также не должно вести к снижению качества их сервиса. Во многом уже привычные всем стандарты сервиса платформ обеспечиваются за счет существующей у них свободы в части изменения условий договора, введение и применения штрафных санкций», пояснила она.

«Регуляторы многих стран принимают меры для обеспечения баланса интересов платформ и их бизнес-партнеров (прежде всего продавцов), создание прозрачных и справедливых условий работы для него. Под фокус регулирования попадают несправедливые условия договора на платформах, порядок изменения соглашений, принимаемые в отношении бизнеса санкции. Соответствующее регулирование было недавно принято в ЕС, Китае, Турции, Японии», сказала Екатерина Папченкова в ходе экспертной сессии «Феномен e-commerce: как не навредить буму предпринимательства и стимулировать региональную экономику».

«Важно обратить внимание, что законодатели других стран редко использует метод императивных запретов и ограничений, акцент делается на совершенствование внутренних процедур рассмотрения обращений и урегулирования разногласий. В законодательстве может быть закреплен детальный регламент данных процедур (опыт ЕС) или содержаться отсылка к отраслевым стандартам и саморегулированию платформ (опыт Японии)», отметила она.

«У них закрепляются требования по предварительному уведомлению продавцов на платформе о планируемых изменениях оферт. Как правило - за 15 дней до вступления в силу изменений, однако этот срок может быть увеличен, в случае необходимости технической и коммерческой адаптации бизнеса к изменениям, или в случае введение новых штрафов или поднятия комиссий (ЕС, Турция). Также во многих странах (США, Китай, Турция) регламентируется порядок применения штрафных санкций и блокировок аккаунта – необходимо предварительное уведомление пользователя с обоснованием причин вводимых мер. При этом платформа должна обеспечить возможность пользователю оспорить данную меру посредством удобной и прозрачной процедуры» - пояснила Папченкова.

Центр стратегических разработок - исследовательский центр с уникальной экспертизой. Опираясь на данные собственных исследований, ЦСР готов организовать на своей площадке обсуждение перспектив развития и регулирования рынка Есом с бизнесом и регуляторами.

ЦСР уже не первый год исследует российскую платформенную экономику и электронную торговлю, оценивает социально-экономические эффекты и анализирует зарубежные тренды и подходы к регулированию и делится с регуляторами своими экспертными оценками и предложениями для законодателей.

Организатором сессии выступили Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Российская ассоциация экспертов рынка ритейла. В ней приняли участие представители Государственной Думы РФ - Борис Чернышов, заместитель Председателя ГД РФ и Дмитрий Гусев, депутат ГД РФ, автор законопроекта о Маркет-плейсах, представители Минпромторга России, региональных органов власти, а также крупных платформ и сотрудничающего с ними бизнеса.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram