Экономический потенциал футбольной индустрии в России еще далеко не раскрыт
22 сентября 2021
Во вторник, 21 сентября, на площадке ЦСР состоялась медиаконференция «Экономика футбола: международный опыт, российская действительность». В ходе четырех тематических сессий российские и зарубежные эксперты обсудили ключевые вызовы, касающиеся развития российской футбольной индустрии.
Александр Долгов, резидент экспертного клуба ЦСР, управляющий партнер московского офиса международной юридической фирмы Squire Patton Boggs, в ходе сессии «Экономика футбольной индустрии» отметил, что в ближайшем будущем вопросы цифровизации, транспарентности, четкой фиксации и отражения прав на трансляции, атрибутику и футболистов станут определяющими.
«Тема футбола и экономики очень важна и актуальна для России. Она намного шире, чем бюджеты ведущих клубов: это и социальная ответственность, и инфраструктура. Важно понимать, что потенциал футбола для экономики ещё далеко не раскрыт. Речь прежде всего о цифровизации и цифровых платформах, о футболе и связанных с футболом цифровых продуктах, которые именно как продукты при правильном подходе могут привлечь очень много денег и в экономику, и в футбол», – сообщил эксперт.
Несмотря на имеющиеся трудности в развитии российского футбола, есть основания и для оптимизма: «Проблемы, о которых в студии говорили, в Армении тоже актуальны: массовое развитие, государственная помощь, лимит на легионеров, инвестиции, маркетинг и так далее. Мы двигаемся в одном направлении, но у России плюс в том, что вы уже дошли до конечного этапа. Вам не хватает одного шага до успеха. А мы только-только начинаем», – поделился мнением Артур Саакян, исполнительный директор ФК «Ноа» (Ереван) и член Исполкома Футбольной Федерации Армении.
В рамках сессии «Социокультурные аспекты футбола» эксперты обменивались мнениями о доступности этого вида спорта для детей и обозначили роль тренера в карьерном становлении профессиональных футболистов.
Ринат Билялетдинов, заслуженный тренер России и мастер спорта СССР, убежден, что роль детских тренеров зачастую недооценена, несмотря на то, что именно эти люди готовят базу и воспитывают будущие поколения игроков как для клубов, так и для сборной страны: «Работа с детьми – очень тонкая материя. Помимо теоретической подготовки детский тренер должен обладать ещё и собственным практическим опытом игры на поле. Он должен уметь показать, как исполняются приемы и элементы, которым обучает своих подопечных. Если человек не «нюхал пороха» на профессиональном уровне, ему будет трудно привить детям важнейшие навыки, так как сам он ими не владеет», – убежден эксперт.
Особое мнение по вопросу, который касается финансовой самостоятельности футбольных клубов, высказал Сандро Челидзе, генеральный директор ФК «Аврора» и член ассоциации спортивных директоров Италии ADISE: «Российскому футболу необходимо запустить полный процесс реформации. На данном этапе наши футбольные клубы не являются конкурентоспособными в связи с тем, что находятся в зоне комфорта. Одним из ключевых факторов, обеспечивающих рост уровня футбола в стране – стремление клубов стать независимыми от государственного финансирования. Клубам нужно учиться зарабатывать на своем продукте», – отметил эксперт.
Важной темой сессии «Футбольная инфраструктура» стал поиск источников финансирования футбольных объектов, особенно в отдалённых частях страны.
Дмитрий Землянский, руководитель центра пространственного анализа и региональной диагностики РАНХиГС, поделился: «Были аргументированы разные точки зрения. Один подход – передача этой системы в частные руки или реализация проектов на принципах ГЧП. Он «работает» в крупнейших городах, где можно обеспечить коммерческую загрузку объектов. Однако бизнес сразу же заявляет о необходимости государственной поддержки в виде налоговых льгот и/или гарантированной загрузки. Второй подход – развитие футбольных школ на базе школьных стадионов и существующей инфраструктуры. Он не позволит готовить топ-футболистов, но зато приблизит футбол к детям. Кроме того, этот подход можно реализовывать в малых и средних городах, сельских районах», – считает эксперт.
Заключительная сессия «Маркетинг и PR в футболе» показала, что этот вид спорта уже давно перерос формат спортивной игры и стал глобальным явлением.
Владимир Гущин, директор по стратегическим коммуникациям ЦСР, поделился: «Футбол — это уже не только спорт, но важный элемент экономической, социальной и культурной сфер нашей жизни. Он уже настолько глобален, что во время пандемии COVID-19 весь мир почувствовал резко возросшую социальную значимость этого вида спорта. Важно отметить персонификацию коммуникаций вокруг и внутри футбола, не говоря уже об изменившихся «правилах игры» в информационном взаимодействии (а зачастую противостоянии) клубов и игроков, многие из которых стали настоящими медийными «суперзвездами», – рассказал эксперт.
Алексей Лебедев, директор дирекции социальных проектов ФК «Локомотив», рассказал о маркетинге и PR клуба: «Я с 1991 года наблюдал изнутри процесс становление российского футбола. Безусловно, роль маркетинга многократно возросла. Появились дополнительные инструменты привлечения болельщиков. Сегодня у ФК «Локомотив» уникальный формат мatchday, наверное, ни у одного московского клуба такого на данном этапе нет. У нас люди, приходя на стадион, попадают как будто в парк культуры своеобразный. Многочисленные активности: концерты, всевозможные развлечения для детей – все это новый современный формат коммуникации с аудиторией», – рассказал Алексей Лебедев.
Всего в дискуссионных сессиях приняли участие свыше двух десятков спикеров (часть из них – дистанционно).
Видеоматериалы медиаконференции доступны по ссылкам на официальном YouTube-канале ЦСР: https://www.youtube.com/c/CSRMOSCOW