Экосистема для электронной коммерции

05 марта 2018

Колонка заместителя генерального директора Почты России по стратегии и государственному регулированию Ярослава Мандрона.

Сегодня экономика России показывает рост ниже среднемирового уровня. Очевидно, что для более активного развития экономики следует делать ставку не на традиционные отрасли, как мы поступали все последние десятилетия, а на новые рынки.

Одним из таких драйверов может стать рынок электронной коммерции. Однако пока что этот сегмент экономики недостаточно развит. Он занимает всего 2-3% от всего объема розничной торговли и едва превышает 1 трлн рублей. По уровню развития и проникновения электронной торговли мы отстаем от развитых стран: если среднестатистический житель России ежегодно получает 3,5 онлайн-заказов в год, доставляемых по почте, то в развитых странах этот показатель колеблется от 7 до 20 посылок на человека.

С моей точки зрения, рост электронной коммерции за пределами столицы и городов-миллионников сдерживается по следующим причинам.

Во-первых, логистическая инфраструктура недостаточно развита, что сказывается на сроках доставки и качестве оказания услуги в целом. Предприниматели должны держать склады, обеспечивать быструю сортировку, доставку, возврат товаров. Бизнесу также мешает слишком дорогой билет для входа на рынок: высокая стоимость банковских продуктов, необходимость самостоятельно вести учет и отчетность, обеспечивать маркетинг и т.д.

Во-вторых, несмотря на развитие и проникновение платежных сервисов, культура оплаты банковскими картами все еще продолжает формироваться. По данным за 9 месяцев прошлого года объем операций по снятию наличных денежных средств практически в два раза превысил объем прямых расходов по банковским картам (18,7 трлн. рублей против 11,4 трлн. рублей).

В-третьих, высокая раздробленность основных участников рынка не позволяет появиться лидирующему игроку, а низкая маржинальность бизнеса сдерживает инвестиции. Доля топ-3 электронных торговых площадок в России составляет всего 15% рынка, тогда как в странах-лидерах электронной торговли на долю лидирующей тройки приходится порядка 50-60% объемов. При этом прибыль до уплаты процентов и налогов лидирующих игроков составляет менее 3% при среднем возрасте компаний более 9 лет.

Причины низкого роста e-commerce в России:


  • Недостаточно развитая логистическая инфраструктура

  • Низкая культура оплаты услуг банковскими картами

  • Высокие барьеры для входа, большая раздробленность рынка и низкая маржинальность

Для качественного рынка в развитии e-commerce в России, необходимо создать полноценную экосистему, под которой мы понимаем технологическую платформу, объединяющую производителей, продавцов, покупателей и сервисные компании. Система должна быть открытой по примеру App Store: в нее смогут интегрироваться не только крупные российские и зарубежные маркетплейсы, но и начинающие компании и индивидуальные предприниматели на основе решений «под-ключ» (сайт, портал, поставщики, банковский счет, финансирование, учет и отчетность). Создать бизнес в сфере электронной коммерции должно стать также легко, как совершить три клика: зарегистрировался, создал страницу, запустил рекламу – все остальные вопросы будут решены.

Учитывая, что одной из базовых проблем является качество логистики, на первоначальном этапе необходимо предложить рынку принципиально новую услугу по технологии фулфилмент с полным циклом приема, хранения, обработки и автоматической отгрузки заказов. В результате доставка продукции в любой областной город не должна занимать более 1-2 дней, а в более мелкие города – 2-3 дня.

Но отлаженной и передовой логистики недостаточно для формирования полноценной экосистемы. Я считаю, что ни одному игроку в стране не удастся в одиночку справиться с этой задачей. Соответственно, проектировать экосистему следует исходя из соображений максимальной открытости для всех партнеров. Вопросы проведения платежей, кредитования предпринимателей должны взять на себя банки, IT-решения должны предоставлять технологические компании, бухгалтерские услуги – разработчики программного обеспечения и т.д.

Открытость экосистемы позволит привлечь и интегрировать в нее всех участников рынка электронной коммерции

Изначально экосистема могла бы быть использована как для развития непродуктового ритейла, затем - продуктового, а впоследствии – для сегмента B2B и сектора госзакупок. По нашим прогнозам, создание такой модели интернет-торговли позволит к 2021 году нарастить долю электронной коммерции в ритейле с сегодняшних 2-3% до 25-30%, а ее оборот – с 1,1 трлн рублей до 5-7 трлн рублей.

Внедрение единой экосистемы позволит увеличить объем электронного товарооборота до 20-25% от оборота розничной торговли (5-7 трлн рублей).

Для этого уже сейчас мы должны приступить к формированию новой культуры онлайн торговли, которая предоставит бизнесу совершенно новую степень экономической свободы для доставки товаров не только внутренним потребителям, но и за рубеж, а любому гражданину страны (и не важно в Москве он или в самой удаленной точке страны) возможность в кратчайшие сроки получать одинаковый продукт или товар.