Экспертная оценка ЦСР по влиянию контейнерной логистики на экономику России сохранила актуальность на 2024 год

13 декабря 2023

Исходя из средней экспортной стоимости и структуры железнодорожных грузов достаточно высокий уровень валовой добавленной стоимости экономика продолжит получать от перевозки металлов, нефтепродуктов, продукции АПК, удобрений, а самый низкий от перевозки руд и угля.

Согласно результатам совместного исследования Центра стратегических разработок, ЦЭИ и ЕСП - основной экономический эффект от экспорта грузов представляется в качестве валового внутреннего продукта, который декомпозируется на валовую добавленную стоимость и бюджетные доходы от производства, перевозки и реализации товаров и грузов.

Например, нужно экспортировать порядка 27 тонн угля, чтобы получить такой же уровень эффектов для экономики, как от экспорта 1 тонны цветных металлов (порядка 90 тыс. рублей ВДС) или около 3 тонн угля, чтобы получить эффектов как от 1 тонны удобрений (порядка 10 тыс.рублей ВДС).

При этом, если рассматривать типовую платформу с 2 контейнерами на экспорт, то 33,5 тонн груза на одной платформе представляют собой 2,6 млн руб. стоимости груза, обеспечивают 793 тыс. руб. прямого эффекта на ВВП за счет производства товаров и порядка 2,03 млн руб. совокупного эффекта на ВВП за счет прямых и дополнительных эффектов в смежных областях.

Наименьшую социально-экономическую эффективности имеет экспорт 1 вагона угля. Всего от экспорта груза в 1 вагоне генерируется 243 тыс. рублей добавленной стоимости и 431 тыс. рублей с учетом эффектов в смежных отраслях.

В то же время, нельзя не учитывать тот факт, что уголь составляет почти 20% экспорта в торговле, а экспорта железнодорожных перевозок почти 50%. В случае сокращения потребления в мире угля одномоментно весь его заместить высокодоходными грузами не получится, но для приоритетов дальнейшего развития инфраструктуры и определения приоритетов нужен баланс. Причем, на наш взгляд, правилами недискриминационного доступа вопрос баланса не решить, тут нужен комплексный подход регулирования, в первую очередь тарифного.

Центр стратегических разработок совместно с ЦЭИ и ЕСП еще прошлом году провел исследование контейнерной логистики, в рамках которого оценены все возможные экономические, технологические и стратегические эффекты, связанные с контейнерными перевозками. Контейнерные грузы сравнивались с иными типами номенклатур грузов.