Экспертное сообщество обсудило роль государства в системе открытых данных

25 ноября 2016

24 ноября в Москве на площадке Центра стратегических разработок прошел семинар «Государство как платформа». Представители экспертного сообщества, бизнеса и чиновники провели дискуссию о том, как открытые данные могут помочь государству улучшить условия для населения и бизнеса.


Отправной точкой для обсуждения стали доклады двух спикеров.


Один из докладов был представлен Иваном Бегтиным, руководителем рабочей группы ЦСР, и затрагивал тему потенциала государства как платформы по решению задач граждан и бизнеса. Эксперт высказал мнение, что под платформой следует понимать технологическую, диджитал инфраструктуру. Государство как платформа - это «минимум государства», выполнение им лишь тех функций, которые не может выполнить никто иной. В этом смысле государство основывается и строится исключительно на электронном взаимодействии, полагает Иван Бегтин.


Полина Киселева, представитель X5 Retail Group, рассказала об индексе «Пятёрочки» и значении открытых данных, предоставляемых бизнесом, для общества и государства. По словам Полины Киселевой, индекс был создан по причине высокой социальной значимости темы розничных цен, которая постоянно находится в центре внимания широкой общественности. Он показывает отношение стоимости корзины товаров по средневзвешенным ценам в «Пятёрочке» к стоимости  «минимального набора» Росстата. Практическая значимость таких расчетов очевидна: с их помощью можно проанализировать, сколько калорий потребитель может купить за минимальную сумму денег. Эта информация, в свою очередь, важна для социальной политики государства, поскольку позволяет более точно и целенаправленно решать задачи, связанные с обеспечением населения прожиточным минимумом.


Представленные докладчиками подходы к теме открытых данных и роли государства положили начало оживленной дискуссии. Особое внимание участники встречи уделили проблеме открытости данных. Государству с Big Data, по мнению некоторых экспертов, вполне возможно противопоставить государство, которое собирает минимум данных и использует каждый вид данных только для целей, в которых они собираются. Аргументы в пользу этого подхода строятся вокруг этических соображений, а также технических сложностей сбора и хранения таких больших объемов.


Директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС при Президенте РФ Михаил Брауде-Золотарев подчеркнул, что «собирать - это значит раскрывать, если данные не раскрыты, значит, и не собраны».


При этом, как отметил партнер Cushman & Wakefield Денис Соколов, «проблема не в том, что у нас мало данных, проблема в том, что мы не умеем их интерпретировать. Ценность данных Росстата как раз в том, что мы уже умеем их анализировать. С этой точки зрения, ценность потенциально огромного массива новых детальных данных не так очевидна - ведь мы просто не знаем, какие выводы их них делать».


По итогам семинара участники согласились с необходимостью обеспечения цифрового доверия в России, которое может впоследствии повысить доверие к государству, как к глобальному оператору данных. По общему мнению собравшихся, разработка платформы все же необходима для того, «чтобы нас не скинули с поезда цивилизации».