Эксперты ЦСР: местные власти и регионы должны иметь реальные механизмы участия в охране общественного порядка

18 октября 2016

Cо стороны населения есть запрос на отлаженную и эффективную систему охраны общественного порядка, организованную органами местного самоуправления, считает Екатерина Ходжаева, эксперт ЦСР, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Достоинства местной системы очевидны: муниципалитеты хорошо осведомлены о положении дел на подконтрольной им территории, они могут более оперативно решать возникающие проблемы. Кроме того, у специалистов на местах, в отличие от федеральных или региональных госслужащих, есть личная заинтересованность в том, чтобы в их районе, где они живут и работают, было безопасно, чисто и комфортно.

Как отмечает эксперт, вопрос создания, полномочий и финансирования муниципальной милиции актуален для всего постсоветского периода истории нашей страны. Одна из причин кроется в том, что в России до сих пор не сформирована достаточная нормативно-правовая база, в частности не существует федерального закона о муниципальной милиции. Сложившаяся ситуация чревата частой сменой правил игры и, как следствие, характеризуется высокой степенью неопределенности, от которой в первую очередь страдают обычные люди.

Ярким примером служит реформа МВД 2009-2011 гг. и ее влияние на организацию охраны общественного порядка. Призванная устранить неравенство среди регионов, реформа оставила только один источник финансирования полиции – федеральный бюджет. Сложилась ситуация, при которой полицейские фактически перестали выполнять локальные задачи, оставив за собой только более крупные и аргументируя это федеральным финансированием. В итоге без должного внимания остались такие административные правонарушения, как шум в ночное время суток или неправильная парковка, - как раз то, с чем граждане сталкиваются чаще всего.

При этом в соответствии со статьей 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления имеют право самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка. Более подробно, но не исчерпывающе, это положение раскрывается в федеральном законе N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В полномочия муниципального района вменяется организация охраны общественного порядка на его территории силами муниципальной милиции.

В этой связи важно заметить, что решение строго юридических вопросов – это не единственное, от чего зависит успешное функционирование муниципальной милиции. Мощным толчком к развитию стало бы привлечение к принятию решений местных властей, поскольку только они досконально знают ситуацию на местах. Речь не только о количестве и характере правонарушений, но и о потребностях муниципалитетов в кадрах, инфраструктуре и финансировании. Сейчас особенно важно наладить процесс общественного обсуждения и запустить диалог. Все инициативы без исключения должны учитывать интересы местного населения.

 

Комментарий Екатерины Ходжаевой