Экспорт и совершенствование механизма регулирования продовольственного рынка – драйверы роста АПК России

05 февраля 2021

На площадке ЦСР 3 февраля прошел круглый стол на тему: «Внутренний рынок АПК и сельскохозяйственный экспорт», в рамках которого обсуждались вопросы поддержки агропромышленного комплекса, экспорта и населения. Модератором мероприятия выступила советник президента ЦСР Елена Разумова.

Открывая дискуссию, Разумова отметила, что в первую очередь, необходимо найти механизм более мягкого регулирования продовольственного рынка без серьезного ограничения экспортеров. «К тому же намечается еще одна линия разлома — интересы животноводческого сектора противопоставлены растениеводству. Программы продовольственной помощи могли бы оказывать более мягкое регулирующее воздействие», - подчеркнула эксперт.

Заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам поделился данными по уровню бедности в стране. «Исторического минимума бедности мы достигли в 2012 году – 10,7%. После очередного кризиса в 2015 году численность бедных увеличилась на 4 миллиона человек, и вот от этого уровня мы постепенно 5 лет спускаемся. В 2019 году он составил 12,3%. В этом году ситуация с коронавирусом резко развернулась, мы по итогам года, откатились на 2 года назад примерно к цифре 12,9%, может 12,8% в лучшем случае. Если бы не меры господдержки, то мы бы увидели существенно худшую ситуацию, мы бы вышли за 15%», - сказал он.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут со своей стороны обратил внимание на данные по численности населения. «Россия по численности населения маленькая, аграрная экономика тоже маленькая, где-то раз в 20 меньше китайской. Численность населения снижается, изменилась парадигма питания, все потребление, и те прогнозы, которые делают эксперты, показывают простую вещь – внутреннее среднее общее потребление уперлось в потолок. Экспорт – это единственный драйвер сельского хозяйства. Если экспорт будет ограничиваться – это будет стагнация, потом откат и снижения производства», - резюмировал он.

В то же время Россия приняла еще 2020 году доктрину продовольственной безопасности, в рамках которой введен новый критерий продовольственной безопасности – экономический доступ к потреблению, указала директор центра агропродовольственной политики РАНХигС при президенте РФ Наталья Шагайда. «Россия гарантирует, что каждому гражданину будет обеспечена экономическая доступность продовольствия для норм рационального потребления пищевой продукции, необходимых для здорового образа жизни. Вопрос о том, нужно или нет вводить помощь отпадает. Мало кто обращает внимание, что в новой доктрине государство обязалось обеспечить каждого», - отметила эксперт.

Директор Центра развития потребительского рынка МШУ Сколково Илья Ломакин-Румянцев прокомментировал ситуацию в масложировой отрасли. Эта сфера уже экспортно-ориентированная, примерно 30% всего производится для внутреннего рынка, а 70% отправляется на экспорт.  «Практически все производители бутилированного подсолнечного масла работают либо в убыток, либо на грани нулевой рентабельности. На наш взгляд, мы не в полной мере оценили эффективность собственной политики в области стимулирования экспортно-ориентированного сектора в сельском хозяйстве», - сказал он.

Президент Российского союза мукомольных и крупных предприятий Аркадий Гуревич выразил аналогичное мнение по зерновой отрасли. «Мы сегодня одномоментно нарастить внутреннее потребление на фуражные цели зерна не сможем. Альтернативы экспорту нет, мы 10-15 лет раскручиваем программы поддержки сельского хозяйства, достигли больших успехов, а теперь в одночасье мы на этом пытаемся поставить крест. Этого нельзя допустить», - считает эксперт.

Молочная отрасль, напротив, растет, однако с учетом падения численности населения единственным выходом для этой сферы остается экспорт, указал директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. «На основании наших данных, если мы сегодня учитываем темпы производства, которые мы замечаем на молочном рынке – это от 4-6% роста в год, то мы видим, что к 2030 году примерно 31 миллион тонн товарного молока мы будем производить. Если мы говорим о потреблении молока, главным фактором является то, что у нас маленькая по населению страна, и население еще продолжает падать. Без экспорта вообще никуда, даже при сдержанно-пессимистическом прогнозе производства нам скорее всего будет необходимо работать с экспортом», - добавил он.

Исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков, со своей стороны, обратил внимание на проблемы в рыбной отрасли. «Если мы посмотрим динамику продаж и глубину переработки, то нам для достижения показателя валютной выручки, обозначенных для рыбохозяйственного комплекса при экспорте рыбной продукции необходимо от 4 до 6 миллионов тонн сырья. Для внутреннего потребления по рекомендованным нормам, необходимо еще 4,8 миллиона тонн, ближе к 5 тоннам. Итого, получается 9-11 миллионов тонн. При том, что в стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года указано, что максимальный потолок, на который мы планируем выйти – 6 миллионов тонн добычи в год. Мы заведомо ее не выполняем одну из двух важнейших госзадач.

Касательно поддержки аграриев – эффективнее давать субсидии непосредственно населению, с привязкой, что их можно потратить только на продукты питания в любой рознице, и тогда каждый участник товаропроводящей цепи в рыночных условия получит часть господдержки, пропорционально взнесённому вкладу в товар», - объяснил эксперт.

Экономический советник департамента исследований и прогнозирования Банка России Наталья Карлова отметила, что в пандемию аграрный сектор в условиях ориентации на экспорт нуждается в росте производительности.

Президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов предложил ввести новый инструмент поддержки: «Экспортерам АПК оказывается серьезная поддержка, год из года она растет, расширяется набор инструментов. Не стоит ли нам ввести в обиход новый инструмент поддержки экспорта – поддержка переработчиков в таких ситуациях, когда цены мирового рынка резко превышают цены внутреннего», - предложил он.

Председатель правления союза экспортеров зерна Эдуард Зернин предложил свое решение социальной поддержки граждан - при помощи цифрового рубля. «Проект цифрового рубля, на мой взгляд – это идеальный механизм, который позволит раздать финансовую поддержку и контролировать ее целевое расходование», - считает эксперт.

«В рыночной экономике поддерживать надо не бизнес, потому что это чревато огромными перекосами и нарушениями, а надо поддерживать население. Оно проголосует рублем и само отберет наиболее эффективных игроков рынка, которые останутся на нем. В нынешней ситуации население – это единственный источник роста возобновления экономической активности», - резюмировал председатель совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.

«Сейчас при нынешнем уровне развития цифровизации очень важно доработать до конца единую государственную информационную систему социальной помощи, чтобы определить кто реально должен быть получателем этой помощи. Надо выбросить сравнение социальных карт с карточками советского союза, и действительно, можно цифровой рубль завести на эти карты, чтобы эта была «меченная» денежная масса, которая используется только по одному направлению, ее будет легко регулировать кому и сколько можно будет этой карточкой пользоваться», - заключил он.