Есть ли развилки?

13 апреля 2017

В Высшей школе экономики обсудили развилки и перспективы развития российского здравоохранения

В рамках ежегодной Апрельской международной конференции был представлен доклад о состоянии здравоохранения в стране. Эксперты признали: в стране отсутствует четко выстроенная стратегия развития здравоохранения на долгосрочный период, о реформе этого направления говорится давно, однако единая политика так и не была сформирована. ЦСР готовит стратегию реформирования этого важнейшего направления социальной политики как часть «большой» стратегии, рассчитанной на 2018-2025 годы.

«Нам хотелось бы поделиться вызовами, стоящими перед российским здравоохранением, и озвучить предложения по изменению ситуации», - сообщил представляющий доклад заведующий кафедрой управления и экономики здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин. С одной стороны, по его словам, за прошедшие годы медицинское обслуживание населения отчасти изменилась в лучшую сторону: снизились ключевые показатели по уровню заболеваемости и смертности.

С другой стороны, все четче стали обозначаться тревожные моменты. Первый – это оценка населением ситуации в здравоохранении. Несмотря на улучшения, россияне ставят эту сферу на 3-е место по проблемности после низких зарплат и проблем в экономике в целом. Эта оценка подкрепляется показателями состояния здоровья населения. Налицо значительный разрыв со странами Запада: у нас один из самых высоких уровней смертности среди мужчин трудоспособного возраста (до 60 лет), хуже показатели демонстрируют только африканские страны и Сирия.

Следующий вызов – внешний, он касается высоких темпов технологического развития медицины во всем мире. Эти темпы будут ускоряться с каждым годом, будет стремительно развиваться инновационная сфера, рынок высокоточного оборудования. Параллельный тренд - рост индустрии здоровья, которая в развитых странах дает существенную долю ВВП.

Третий вызов связан с демографическими особенностями страны – речь идет о старении населения. России предстоит подготовиться к сокращению численности занятых и разработать условия для продления долголетия и работоспособности граждан, к росту спроса на качественное здравоохранение.

Четвертый момент касается финансового обеспечения общедоступной медицины, в России оно в 3 раза ниже, чем в Европе по показателю на душу населения и в 2 раза ниже по доле ВВП. «В ближайшие 10-20 лет страна не выйдет на европейские показатели, и мы должны это учитывать в своих аппетитах», - сообщил Сергей Шишкин.

Он также обозначил иные, но не мене важные вызовы: низкое качество первичной медико-санитарной помощи, недостаточная техническая оснащенность (топографов в 2 раза меньше, чем в странах ОЭСР), низкая эффективность использования дорогостоящего медоборудования (на 10-30% меньше, чем в странах ОЭСР из-за отсутствия специалистов и недостатка расходных материалов), недостаточная квалификация и мотивация медиков (опросы показывают низкий уровень доверия населения к врачам – к их квалификации и желанию оказать действенную помощь), а также отсутствие объективной оценки эффективности деятельности медицинских организаций.

По словам Сергея Шишкина исследователи рассматривали четыре сценария развития здравоохранения в стране.

«Инерционный». В этом случае государство не будет направлять больше средств, чем сейчас – то есть финансирование останется на уровне 3,3% ВВП. Для повышения зарплат врачам часть из них придется сокращать, урезать бюджеты расходные материалы и т.д. Итог – ухудшение доступности и качества помощи, недовольство населения будет расти.

«Жесткие реформы». Государства также сохранит планку по финансированию на уровне 3,3% ВВП, но будет проводить политику жестких реформ. Властям придется отказаться от повышения оплаты труда, четко определить – на какую помощь и сколько раз может рассчитывать гражданин. Итог - ухудшение доступности и качества бесплатной помощи в крупных городах, ухудшение доступности бесплатной помощи для граждан с хроническими заболеваниями и низкими доходами. Также существуют риски ухудшения общих показателей состояния здоровья граждан.

«Только ресурсы без реформ». Государство проводит бюджетный маневр и направляет на эти цели столько, сколько нужно, не менее 4,9% ВВП к 2024 г. Это подразумевает предоставление бесплатной медпомощи всем гражданам страны, но формы организации помощи и механизмы финансирования сохранятся. Итог - повышение доступности здравоохранения, сохранение уровня удовлетворенности населения, но нагрузка на бюджет возрастает.

«Реформы плюс ресурсы». Разумное объединение усилий государства, работодателей и платежеспособной части граждан в части финансирования здравоохранения, а также поэтапное внедрение новых организационных и финансовых механизмов. Рост финансирования вырастет до 4,3% ВВП к 2024 г. В связи с этим вырастет уровень оплаты труда, улучшится ситуация с лекарственным обеспечением. Итог - повышение доступности и качества медуслуг, повышение уровня удовлетворенности населения, превращение здравоохранения в один из драйверов экономики страны.

«Нам ближе четвертый сценарий, первый и второй нереализуемы по социальным и политическим обоснованиям, третий – по экономическим причинам», - сообщил Сергей Шишкин. В этой связи, по его словам, существует необходимость новых целевых ориентиров.

Среди них - технологический прорыв, для чего требуется увеличение финансирования фундаментальных исследований в области биомедицины, поддержка стартапов, внедрение инновационной модели организации оказания медпомощи. «Иначе к нам придут транснациональные компании и буду предоставлять свои услуги», - сообщил Шишкин. По его словам, Россия и сама могла бы экспортировать высокотехнологические услуги.

Следующий ориентир - популяризация здорового образа жизни, формирование ответственности человека за свое здоровье. Возможно создание фонда конкурсной поддержки региональных, местных и гражданских инициатив в этой области.

Еще один важный момент - обеспечение доступности качественных медуслуг. Речь идет о развитии форм интеграции медицинской и социальной помощи, реорганизации первичной медпомощи. В последнем случае не говорится о сокращении работающих участковых терапевтов, нужен эволюционный переход к модели общеврачебной практики, когда постепенно на рынок выпускаются молодые врачи общей практики. Также требуется территориальное планирование согласованного развития государственной и ведомственных систем здравоохранения.

Эффекты от этих структурных преобразований, по словам Шишкина, могут быть следующими: сокращение числа вызовов скорой медпомощи, снижение уровня госпитализации около 1% ВПП, развитие кадрового потенциала и изменение профессионального медицинского образования, создание эффективной системы лекарственного обеспечения, а также повышение эффективности системы финансирования здравоохранения, увеличение прозрачности распределения средств в рамках ОМС, развитие системы оценки эффективности работы медучреждений.

Присутствующие на встрече эксперты – представители профильных ведомств федерального и регионального уровня, а также профессиональных медицинских сообществ – обсудили предложенные в докладе меры и высказали свое видение развития здравоохранения в стране. Ряд выступающих поддержали предложения, другие высказали свою критику. Но ведущий круглого стола первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон предупредил, что представленный доклад – это пока рабочие материалы, аналитика для обсуждения, а не сложившаяся и утвержденная позиция ЦСР. Работа еще продолжится, в том числе и с учетом высказанных экспертным сообществом взглядов, а ее итоги будут официально представлены после согласования с руководством страны.