Форум стратегов

09 октября 2017

В этом году профессиональное экспертное сообщество празднует 20-летие стратегического планирования в России. Впервые новый формат планирования был использован в 1997 году для создания стратегии развития Санкт-Петербурга.

Это был первый в России опыт принятия законченного масштабного документа нового типа, который содержал видение будущего города, конкретные задачи и систему мер для их реализации. Подготовка этого документа впоследствии привела к созданию целого ряда институтов и специальных мероприятий, в числе которых – ежегодный Общероссийский форум стратегов. Он проводится в Санкт-Петербурге с 2002 года и стал основной площадкой для обсуждения методов и механизмов стратегического планирования.

В этом году форум пройдет 23-24 октября и будет посвящен стратегическому планированию в регионах и городах России. «Стратегия должна указывать на имеющиеся инструменты поддержки экономического роста и на необходимость создания новых инструментов регионального уровня», - отметил на пресс-конференции в преддверии форума директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центра Борис Жихаревич.

По словам эксперта, за 20 лет, что стратегическое планирование применяется в России, профессиональное сообщество убедилось в том, что это весьма действенный инструмент, особенно в тех случаях, когда используется так называемое коммуникативное планирование. В его подготовке принимают участие специалисты, реализующие в последствии этот план - стейкхолдеры, заинтересованные в развитии того или иного региона, а также само население, активное гражданское общество. «Только совместными усилиями вырабатываются представление о том, куда двигаться, это одна из предпосылок к тому, что план будет реализован. Но этой предпосылки недостаточно, нужны также ресурсы и инструменты, поэтому главной темой форума этого года станут как раз ресурсы и инструменты, которыми региональные и муниципальные власти могут пользоваться для реализации стратегических замыслов», - отметил эксперт.

Форум стратегов позволяет региональным властям встретиться с представителями федерального уровня, узнать новинки технологий стратегического планирования, обменяться информацией. В стране создано много институтов развития, министерства распределяют достаточно большие суммы, например, на программу поддержки моногородов, на поддержку инновационно-технологических кластеров. «Знание всего набора этих ресурсов и умелое пользование ими отличает успешные регионы», - говорит Борис Жихаревич.

Как напомнил заместитель директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Денис Гайнулин, за годы работы мероприятия была проделана большая работа. В 2014 году после активного обсуждения в том числе и на петербургской площадке был принят основной документ – федеральный закон N172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Затем началась работа по подготовке документов стратегического планирования: утверждены стратегии социально-экономического развития страны и пространственного развития, разрабатываются стратегии национальной безопасности и научно-технического развития. Как предполагает закон, до января 2019 года все элементы стратегического планирования в стране должны быть разработаны.

Денис Гайнулин также добавил, что в 2015-16 годах была разработана нормативно-правовая база для планирования на федеральном уровне, сейчас идет совершенствование методической базы для регионального и муниципального уровней. Кроме того, создана федеральная информационная система стратегического планирования (ФИС СП), в которой содержится более 60 тыс. документов, у системы уже 20 тыс. пользователей. Ведется разработка инструментария по общественному обсуждению, контролю и мониторингу за исполнением документов стратегического планирования.

Председатель комитета Госдумы по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко отметил, что в свое время депутаты от комитета внесли немало предложений по доработке закона о стратегическом планировании. «Но самое главное наше завоевание в том, что появилась муниципальная часть среди элементов стратегического планирования. Теперь на всех уровнях власти есть возможность принимать такие документы», - сообщил Диденко. Он добавил, что в осеннюю сессию будут рассмотрены поправки, которые распределяют компетенции по стратегированию по горизонтали (среди соответствующих органов федеральной власти в субъектах федерации) и вертикали (полномочиями по принятию стратегических документов наделяются руководство городских и сельских поселений). Но законодатели признают проблему отсутствия специалистов должного уровня на местах. В этой связи Диденко выразил надежду, что после принятия поправок у Минэкономразвития и правительства появятся основания для оказания методологической помощи муниципалитетам в подготовке служащих.

Руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова отметила, что пленарная секция форума, которая пройдет 24 октября, будет посвящена стратегическим целям регионов и территорий РФ, и активное участие в нем примут эксперты центра. ЦСР в данный момент ведет работу над стратегией страны, рассчитанной на 2018-2024 годы, которая включает три основных блока приоритетов: технологическое развитие, человеческий капитал и современное государство, которое должно обеспечить реализацию этих приоритетов. «Технологическая революция и экспортно-ориентированная экономика – первые две ключевые задачи, которые стоят перед страной на ближайшие шесть лет. Но, безусловно, невозможно достичь никакой экспортно-ориентированной мощной экономики и технологического прорыва без соответствующей системы образования, здравоохранения, и мотивирования людей участвовать в глобальных изменениях экономики», - сообщила Трунова. В этой связи наиважнейшим вопросом становится работа с человеческим капиталом не только в традиционном виде через образовательные структуры, но и работа с качеством городской среды, чтобы жители хотели оставаться в тех местах, где они живут, созидать и творить. Именно поэтому большое внимание в документе ЦСР уделено пространственному развитию территорий.

«Третье направление работы заключается в реформировании институтов госуправления – разработка стратегии - это лишь часть задачи, главное – ее реализация. И то, как будут выстроены правовые, организационные схемы взаимодействия, система перераспределения полномочий между регионами и муниципалитетами, зависит многое, поскольку муниципальным органам власти в связи с принятием поправок к 172-ФЗ предстоит принимать активное участие в стратегическом планировании для реализации стратегии развития страны», - выразила уверенность Наталья Трунова.