Государственные закупки: белая книга, зеленая экономика

14 апреля 2018

В ходе Красноярского экономического форума при участии ЦСР были проведены два круглых стола на тему государственных закупок. Приглашенные эксперты сосредоточили свое внимание на возможностях совершенствования государственных закупок в Российской Федерации, постарались дать ответ на вопросы: «Возможно ли повышение эффективности контрактной системы?» «Какие инструменты закупок дают максимальные финансово-экономические результаты?» и «Как сделать госзаказ экологичным и вместе с тем эффективным?»
Два круглых стола - «Контрактная система: лучшие региональные практики госзакупок и закупок отдельных видов юридических лиц» и «Зеленые госзакупки как один из ключевых элементов развития зеленой экономики» - были целиком посвящены решению проблем, существующих в этой сфере.

Участники первой дискуссии «Контрактная система: лучшие региональные практики госзакупок и закупок отдельных видов юридических лиц» детально обсудили возможные способы борьбы с неэффективным использованием ресурсов. Также в ходе круглого стола представители ЦСР презентовали «Белую книга закупок» – сборник лучших региональные практики в этой сфере.

«Белая книга закупок» - сборник методических материалов по управлению закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупками для обеспечения нужд госкомпаний и иных отдельных видов юридических лиц. Он составлен на базе лучших практик шестнадцати регионов страны: Алтайский край, Воронежская область, Калужская область, Кировская область, Липецкая область, г. Москва, Мурманская область, Ростовская область, Саратовская область, Тамбовская область, Республика Татарстан, Тульская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-мансийский автономный округ, Чувашская республика. В своих кейсах специалисты показали, каким образом регионы развивают собственные системы закупок для повышения качества и достижения высоких контрактных и социально-экономических показателей.
В качестве примера можно привести опыт Саратовской области по поддержке местных производителей.

Специалисты рассказали о трех используемых ими инструментами управления закупками. Первый – это контроль правильного формирования технического задания. По итогам использования этого инструмента на этапе планирования закупки уполномоченным органом было выявлено и предотвращено 268 нарушений законодательства на сумму около 110 млн руб. Еще один инструмент - выделение отдельных лотов на закупку продукции, которая производится в регионе. Благодаря этому увеличиваются объемы закупок у местных производителей. Так, по данным за 2016 г., для учреждений соцсферы были приобретены продукты питания на 1,3 млрд, в том числе произведенные на территории области - на 1,2 млрд. По отношению к 2015 г. доля закупок продуктов питания у производителей области увеличилась до 30% от общего объема закупок.
Второй круглый стол «Зеленые госзакупки» как один из ключевых элементов развития зеленой экономики» входил в серию мероприятий КЭФ, посвященных экологичной экономике. «Зелёная экономика» - это экономика, приводящая к улучшенному благосостоянию людей и социальному равенству при уменьшении экологических рисков и экологического дефицита. Ее главная цель – добиться экономического роста и роста инвестиций, одновременно обеспечив при этом улучшение качества окружающей среды и социальной интеграции.

В ходе дискуссии эксперт ЦСР Ольга Анчишкина сконцентрировала внимание собравшихся на вопросе о том, как можно сделать госзаказ экологичным и вместе с тем эффективным. Она отметила, что работа над этим может вестись в двух направлениях: «либо использовать то, что уже есть в правовом поле, но почему-то не используется, либо выделить то, чего в нем нет, но было бы рационально в него включить».

Также эксперт ЦСР пояснила, почему именно «зеленые госзакупки» являются путем к «зеленой экономике». В структуре российской экономики госзаказ занимает значительное место. Так, контрактная система привлекает средства объемом в 31 – 37% ВВП страны. Поэтому серьёзные структурные изменения в сфере государственных закупок смогут развернуть экономику в нужном направлении. Кроме того, для осуществления «озеленения» не требуется увеличивать прямое административное давление на бизнес и не требуется поиск новых финансовых потоков – достаточно перераспределить имеющиеся.

Собравшиеся эксперты согласились с тем, что перед серьезными изменениями нужны пилотные проекты – эксперименты в отдельных регионах либо отраслях по введению экологических процессов. Пилоты должны проводиться и в частном, и в государственном секторах. При этом следует учитывать российскую специфику, отметил Пэк Кисэок консультант из НИИ «Никкен Сэккей». Например, в России не выгодно использовать электроавтомобили в связи с их низкой эффективностью из-за долгой зимы.

По замечанию Ольги Анчишкиной, в российском законодательстве не четко прописано, что из себя представляют экологические товары и технологии. А не имея понятия, о чем идет речь и чего необходимо достичь, нельзя прийти к цели – «зеленой экономике».

Схожим образом эту проблему видит и Михаил Бабченко, директор программы «Зеленая экономика» Всемирного фонда дикой природы: «У нас до сих пор в Российской Федерации полный разброд и шатание по поводу того, что такое «зеленое».

Из конкретных мер, названных в ходе обсуждения вопроса экологической модернизации госзакупок, Роман Ишмухаметов, юрист «Бейкер и Макензи – Си-Ай-Эс, Лимитед» остановился на нескольких ключевых:
• Административные меры – установление требований и санкций за их несоблюдение.
• Стимулирование – например, налоговые и иные преференции при повышении энергоэффективности.
• «Зеленые госзакупки» – трансформация рыночных практик через требования к закупаемым публичными образованиями товарам, работам и услугам.

В конце сессии Ольга Анчишкина выразила несогласие с распространенным аргументом о том, что введение экологических требований в госзаказе вредит конкуренции: «Откройте наш атлас контрактной системы, где четко написано: 4% поставщиков привлекают 80% госзаказа… Это монополистически кристаллизовавшийся рынок». Конкуренцияк практически отсутствует на рынке госзаказа, потому ей невозможно повредить, предъявив экологические требования к поставщикам-монополистам.