Госуправление будущего: рулят процессы, а не функции
01 февраля 2018
Центр стратегических разработок (ЦСР) представляет аналитический обзор «Отдельные аспекты трансформации государственного управления: процессы и качество», посвященный новым практикам государственного управления, включая внедрение концепции менеджмента качества.
С переменным успехом реформирование госуправления происходит в нашей стране, начиная 1990-х годов, когда образовалось новое российское государство. Тем не менее, до сих пор около 80% деятельности госорганов организовано в функционально-иерархическом формате. С каждым годом эта модель становится все менее эффективной. Среди наиболее серьезных ее недостатков — избыток государственных функций и регулирования, забюрократизированность, дефицит многих необходимых компетенций, широкое распределение полномочий при одновременном размывании ответственности за достижение результата и ряд других недостатков. В итоге, на сегодняшний день российское государство оказалось перед следующими управленческими вызовами.
• Возможности линейно-функциональной системы государственного управления рассчитаны на использование традиционных административно-командных методов, что вступает в противоречие с современными технологическими и социальными трендами.
• Новые поколения управленческих технологий в сфере госуправления становятся все менее терпимы к традиционным иерархическим структурам. Но отказ от них ведет к серьезным потерям эффективности и ослаблению конкурентоспособности страны.
• Попытки создания качественно новой модели государственного управления посредством переноса бизнес-методов отчасти продиктованы насущной потребностью в ускоре¬нии экономического роста. Однако новые методы отторгаются вертикальной функциональной структурой и требуют внедрения процессной горизонтально ориентированной модели управления.
• Новые цифровые технологии порождают не только противоречия внутри госаппарата, но и дополнительные стимулы к внедрению прогрессивных подходов.
Каковы же пути решения накапливающихся проблем?
Авторы обзора видят их во внедрении менеджмента качества и процессного подхода. Если проектное управление за 2017 год стало актуальной темой и уже реализуется на практике, то процессный подход в госуправлении пока малоизвестен. Результатом его внедрения станет госу-дарство в формате «приложение для смартфона» (или иного персонального гаджета будущего). Все внутренние процессы будут происходить мгновенно, что приведет к переопределению зон компетенции ведомств, сокращению ряда государственных органов, к оперативному удовлетворению потребностей пользователя госуслуг.
На сегодняшний день одним из самых популярных инструментов по внедрению систем менеджмента качества являются международные стандарты ISO (ИСО) се¬рии 9000. Согласно исследованию Международной организации по стандартизации ISO, в 2016 году более 6 000 организаций сферы государственного управления в десятках стран мира прошли сертификацию по стандарту ISO 9001.
В России тоже есть регионы, где предпринимались попытки построения системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001 в исполнительных органах власти субъекта РФ и органах местного самоуправления: это Чувашская Республика, Ростовская, Калининградская области и ряд других. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также внедряла требования ИСО 9001 во всех подразделения центрального аппарата.
Широкое внедрение полноценного процессного управления потребует децентрализации системы управления, а кроме того повлечет постепенное размывание перегородок как внутриведомственных, так и межведомственных вертикальных функциональных колодцев. В значительном числе случаев эффективно выстроенный процесс предполагает субсидиарность — перенос оперативных решений на самый низкий иерархический уровень, на котором они технически могут быть приняты. Более того, процессы предполагают возможность «бесшовного взаимодействия» низовых исполнителей процесса, относящихся к разным функциональным подразделениям и даже ведомствам.
Переход на процессную модель в сфере государственного управления предполагает, прежде всего, переориентирование деятельности государственных служащих в горизонтальные потоки создания ценности для потребителя. Это потребует описания работ как сети взаимосвязанных процессов и кардинального изменения направления организационно¬го движения, когда результаты деятельности чиновника не передаются вверх по вертикали, а являются входами для следующего процесса (внутреннего потребителя) в цепи создания ценности для внешнего потребителя.
Свыше 50% деятельности в государственном секторе уже в ближайшее время может быть выстроено в процессном формате, что позволит сместить центр тяжести в модели государственного управления с функционального на процессный подход.
Однако для достижения данного эффекта недостаточно назвать функцию процессом или применить описание процессов только к предоставлению государственных услуг. Необходимо переформатирование всей деятельности организации с ориентацией на результат — удовлетворение требований потребителя. Процессное управление не должно стать параллельной, дублирующей системой управления. Процессный подход необходимо интегрировать не только в систему оценки результативности, но и в систему стратегического планирования Российской Федерации.
Кадровые проблемы не решить за счет курьеров
04.12.2024Читать
ЦСР: 20 компаний-туроператоров из Китая познакомились с новым туристическим маршрутом
03.12.2024Читать
Россия продолжает демонстрировать туристический потенциал под единым брендом Discover Russia
26.11.2024Читать
Туроператоры стран Персидского залива намерены привезти тысячи гостей в Тверскую область
25.11.2024Читать
ЦСР и АО «ГЛОНАСС» составят универсальный рейтинг регионов России по подключению к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»
21.11.2024Читать
Определились полуфиналисты III конкурса Студенческих инициатив
20.11.2024Читать
Электросамокаты требуют не ситуативного, а комплексного регулирования
20.11.2024Читать
Российский турпотенциал на Travel Expo Ankara вызвал большой интерес в Турции
18.11.2024Читать
«Великий чайный путь» и турпотоки обсудили в Казани
15.11.2024Читать
Разработка и соблюдение стандартов качества - необходимое условие для развития туризма
14.11.2024Читать
В Нижегородской области установлен экспериментально-правовой режим для беспилотников
13.11.2024Читать
ЦСР и экосистема «Горы России» объединяют усилия для развития горнолыжного туризма
13.11.2024Читать
ЦСР и PR-отрасль будут вместе продвигать российский туристический потенциал за рубежом
11.11.2024Читать
Уже более 500 человек из 65 регионов повысили квалификацию по курсам КНД в ЦСР
08.11.2024Читать
Российские ученые пересчитали баланс парниковых газов в стране
08.11.2024Читать
Создание российской системы климатического мониторинга – это самая эффективная нефинансовая мера поддержки бизнеса
05.11.2024Читать
ЦСР составил портрет среднестатистического российского туриста
04.11.2024Читать
ЦСР призвал регионы поддерживать креативные индустрии
31.10.2024Читать
ЦСР рассказал о преимуществах кластеров в пространственном развитии
26.10.2024Читать
Определены финалисты III конкурса «Лучшая практика межмуниципального взаимодействия»
25.10.2024Читать
ЦСР видит заинтересованность в инвествычете малых и средних компаний
24.10.2024Читать
ЦСР предложил туристическому сообществу совместно участвовать на международных туристических выставках
22.10.2024Читать
ЦСР предложил странам СНГ разработать трансграничные турмаршруты
21.10.2024Читать
Новые участники усилят влияние БРИКС на рынке нефти и газа
21.10.2024Читать