Гражданское общество моделирует будущее страны

28 ноября 2017

Участники прошедшего в субботу V Общероссийского гражданского форума (ОГФ) искали ответы на вызовы, встающие перед страной, рассматривали варианты наиболее востребованных изменений, а также стремились найти ресурсы, необходимые для их реализации.

Актуальные вызовы

В этом году встреча гражданских лидеров была посвящена поиску образа будущего: позитивного и реализуемого – в экономических, социальных и политических преобразованиях. Открывая форум, Алексей Кудрин обозначил ключевые вызовы, стоящие перед страной.

Первый – это падение уровня жизни, рост бедности и неравенства. Глава ЦСР подчеркнул, что стране с таким уровнем ВВП позорно иметь столь высокий уровень бедности, а потому необходимо в течение ближайших 5–6 лет сократить этот показатель на четверть или на треть.

Второй вызов — технологическое отставание страны. Сегодня мир вошел в новую технологическую революцию, через 10 лет 13% профессий исчезнет. Россияне не вполне готовы к этому меняющемуся миру. Наше образование, предприятия, модель экономики — не успевают за происходящими изменениями.

Еще один вызов — риски международной изоляции, которые нередко мы создаем сами. Отгораживаться от мира бессмысленно и недальновидно. Обмен технологиями, знаниями, людьми будет только усиливаться.

Но самый главный вызов – боязнь перемен, отметил Кудрин. По его словам, для преодоления вызовов нужны правильные модели управления.

Открытие форума. Дискуссия «Будущее России: федерация, регионы, города». Участники: Алексей Кудрин, Александр Галицкий, Лариса Зелькова, Андрей Себрант, Константин Богомолов.

Модерирует дискуссию Александр Архангельский

Новая модель управления


Для преодоления вызовов нужны правильные модели управления. Качество госуправления сегодня не соответствует тем вызовам, о которых мы говорим. Мы избыточно регулируем сферы деятельности, и существенно отстали по сравнению с другими странами. Мы зарегулировали многие вещи. Поэтому, когда мы говорим, с чего нужно начать, что нужно сделать, — это менять систему управления, отметил Алексей Кудрин.

Государство обязано в два раза сократить регулирующую нагрузку, отбросить многие устаревшие нормы, которые уже не нужны в новом мире, а количество чиновников должно сократиться на треть. Менять систему власти нужно и для решения социальных проблем – в здравоохранении и образовании.

Об изменении качества госуправления говорил на форуме и министр РФ Михаил Абызов. Он озвучил три важных момента работы в этом направлении:

Первый - повышение культуры государственных служащих, чиновников. «Только культура может создать долгосрочные и успешные институты, а без политической воли культуру не изменишь», - сказал глава Открытого правительства. Культура должна быть в конституциях, в правилах и документах, чего сейчас, по словам министра, нет.

Второе – использование новых технологий. Уже сейчас цифровые технологии являются драйвером на местном и региональном уровне. В качестве примера Михаил Абызов привел опыт Москвы, где взаимодействие власти и общества посредством электронных сервисов вошло в повестку дня работы чиновников.

Третий – повестка открытого государства: она должна быть прагматична, проста и понятна для людей.

Повысить ответственность чиновников должна публичность. «Надо давать публичную оценку их (чиновников) действиям на авторитетных площадках», сказал министр. Публичность дает реальную возможность влиять на принятие решений, согласилась доцент института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман. По ее словам, в сфере законотворчества только благодаря возможности видеть на достаточно раннем этапе, «какие нормотворческие фантазии одолевают тот или иной орган исполнительной власти», удавалось остановить или замедлить ход документа. «Но это только первый шаг на пути к той публичности, которая предполагает участие граждан в принятии решений и учет их мнений и интересов», — отметила политолог.



Судебная реформа

На форуме большое внимание было уделено и проблемам в сфере судопроизводства. Участники одной дискуссии обсудили, какой должна быть судебная реформа в стране. Замминистра юстиции РФ Денис Новак и председатель Совета судей России Виктор Момотов подняли тему необходимости снижения нагрузки на суды. По словам Момотова, судьи работают по 19 часов, и это колоссальная нагрузка. Денис Новак согласился с тем, что нагрузка на судей крайне высока и предложил часть процедуры протокола переложить на машины. Судебный департамент работает над соответствующим оснащением, отметил он

Председатель Совета Судей России также призвал собравшихся обсудить вопрос о создании специальных центров по подготовке судей. «Может быть, подумать о том, как создавать Центры, которые будут специально заниматься подготовкой судей. Потому что мы полагаем, что мировоззрение судьи, личность судьи может быть, гораздо [более] важные его внутренние качества, чем просто знание законов», - сказал председатель Совета судей.

По словам научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Екатерины Ходжаевой, согласно опросам института, сохраняется тенденция набора судей, имеющих преимущественно аппаратный опыт в судах (62,5% судей).

Почему адвокаты и юристы из негосударственного сектора не идут в судьи? Эксперт ответила: согласно опросам, они ощущают изолированность от аппарата суда и опасаются нехватки профессионального общения. Однако преобладание аппаратных ценностей снижает профессионализм и уровень независимости института. Судейское сообщество все больше замыкается, сужаются возможности для профессионального обмена.

Реалии здравоохранения

Во время тематической дискуссии об общественном здоровье Сергей Шишкин, директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ и эксперт ЦСР, озвучил еще один вызов - старение населения. «Нас будет меньше. Это значит, что нам надо будет повышать активное долголетие», - отметил участник сессии. Оксана Драпкина, член-корреспондент РАН, добавила список проблем, озвучив результаты мониторинга ситуации в регионах.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова подчеркнула, что за последние годы в стране сделано много: Россия признана ВОЗ лидером по темпам повышения продолжительности жизни. За период с 2005 года этот показатель вырос с 65 лет до 72. Но она отметила, что общественное здоровье зависит от целого комплекса мер. «Здоровье зависит от самого человека, его поведения и мотивации к ведению здорового образа жизни», - поделилась своим мнением министр. По ее словам, нужны программы по воспитанию у молодежи стремления к здоровому образу жизни, развитие соответствующей нормативной базы. «И конечно же, медицинское сопровождение. В первую очередь, первичного», - сообщила Скворцова.

Директор Высшей школы управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Руслан Хальфин добавил, что надо помогать людям старше трудоспособного возраста вести активную жизнь и научить их пользоваться современными технологиями - чтобы они смогли обращаться к онлайн-ресурсам системы здравоохранения. И, конечно, следует развивать профессиональную среду: крайне важно обеспечить непрерывное образование медиков.

Будущее экономики страны: роль агломераций

На площадке ОГФ состоялась острая и очень ожидаемая дискуссия – диалог главы ЦСР Алексей Кудрина с мэром Москвы Сергеем Собяниным о роли агломераций в развитии российской экономики. Кудрин начал разговор с того, что отметил: половина ВВП мира создаются в 380 городах, и такой тренд на концентрацию ресурсов в мегаполисах будет только нарастать. Это означает, что для успешного экономического развития Россия должна сделать ставку на увеличение числа агломераций в стране. На роль таковых претендуют, как минимум, несколько пространственных узлов. На Урале это города Екатеринбург — Челябинск — Пермь, в Сибири агломерацию могут образовать Томск — Новосибирск — Барнаул. Кроме того, значительный потенциал роста и объединения ресурсов есть у городов Поволжья.

Вступая в диалог, Сергей Собянин, в первую очередь, подчеркнул масштабы столицы. Он оценил население московской агломерации в 30–35 млн человек, присоединив к ней не только Московскую область, но и соседние регионы. При этом мэр столицы настаивал на том, что Москва не столько забирает людские ресурсы из регионов, сколько выступает «форпостом», останавливающим утечку мозгов за рубеж. По его словам, Москва – «это ядро страны, исконное ядро, причем без нефти и газа», «не черная дыра, которая высасывает таланты со всей страны, а драйвер экономики». В частности, производительность труда в Москве в 2,5 раза выше, чем в среднем по России. «А если взять сельскую местность - то в пять, шесть и семь раз». Однако успехи столицы упираются в ряд ограничивающих факторов.

Существенным образом развитие страны сдерживает «ущербное» административное деление регионов, совершенно не отражающее экономические и социальные реалии. Ситуация еще более осложняется тем, что федеральный центр пытается унифицировать требования ко всем регионам – от Чукотки до Калининграда. Это обстоятельство делает Россию не «федеративным, а унитарным государством».

Со своей стороны, Алексей Кудрин согласился с тем, что централизм превышает разумные размеры, что субъектам федерации надо расширять полномочия. «Мы подошли к черте, когда надо провести мини-революцию в части децентрализации. Надо передать ряд полномочий от центра регионам в каких-то реальных вещах, например, по строительству, медицине, образованию», — заявил Кудрин. При этом обратил внимание собравшихся на том, что регионы все же воспринимают Москву как конкурента, который оттягивает ресурсы страны на себя. Отметил он и еще один фактор, сдерживающий развитие городов – это «мэрские войны» губернаторов против руководителей «столичных» городов. Такие конфликты чаще всего оканчиваются победой губернаторов, что не дает развиваться городам.

Продолжая тему, Алексей Кудрин заявил о необходимости принять программу развития агломераций в России. «Требуется законодательство, я бы даже сказал – программа, поддерживающая развитие крупных таких агломераций в России. Я бы сказал, сегодня вопрос жизненно важный не только для роста экономики, но и для социального самочувствия», - сказал глава ЦСР.

Дискуссия «Будущее экономики страны: роль агломераций». Участвуют Алексей Кудрин и Сергей Собянин.

Стратегии и реальность: почему всегда наступает другое будущее

Участники форума затронули и другую, важную для будущего России тему - проблему реализации стратегии развития страны. Все эксперты согласились с тем, что такие документы почти никогда не исполнялись. Президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов сравнил их написание с «днем сурка» - бесконечное движение по кругу: на невыполнение стратегии у нас обычно отвечают написанием новой.

Впрочем, как отметил замминистра экономического развития Олег Фомичев – «заведующий будущим», по определению Андрея Шаронова, такие документы, по сути, и не были стратегиями. Это были определения текущих проблем, для преодоления которых предлагались решения, на которые надо было тратить не больше двух лет. «Ни в одном документе, которые называли стратегиями, концепциями и так далее, даже не было сделано попытки сформулировать образ будущего страны», - отметил замминистра. Его рецепт – повышать эффективность госуправления, о чем уже не раз говорилось с трибун. Если этого не сделать, даже правильные стратегии утонут на уровне госаппарата, сказал Фомичев.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан продолжил тему: горизонт планирования государственных служащих снижается - это фактор, формирующий наше стратегическое видение: недавно это было 1,5 года, теперь – всего полгода. Он назвал свои три условия преодоления нынешнего кризиса, «эффекта колеи»:


  1. не создавать структуры под конкретных людей,

  2. распространять законы абсолютно на всех,

  3. и установить коллективный контроль над насилием - чтобы его «нельзя было использовать как дубинку в экономической и политической конкуренции».

В том, что будущее страны во многом зависит от выработки работоспособной стратегии, настроенной на преодоление ключевых вызовов, уверено большинство экспертов ОФГ. Так, по результатам исследования, проведенного «Левада-Центром» в преддверии форума, 80% опрошенных экспертов выступили за «решительные перемены». Факторами, сдерживающими развитие страны, респонденты называли коррупцию (60%), отсутствие программы развития страны (31%), отсутствие независимости судов (28%) и слабость гражданского общества (27%). А для прорыва в будущее, по мнению опрошенных участников форума, стране нужна четкая программа развития и модернизации, хотя каждый десятый эксперт (11%) уверен – у правительства таковой пока нет.

Общие итоги мероприятия были подведены в финальном заявлении ОГФ. Участники форума уверены: для того, чтобы преодолеть отставание и вывести страну на траекторию устойчивого развития, мы должны начать действовать на основании базового принципа – стремления к максимальному раскрытию человеческого потенциала и расширению пространства для любой конструктивной инициативы.