Индекс знаний и навыков

07 августа 2017

Повышение качества человеческого капитала сегодня рассматривается как ключевой фактор развития экономики. Поэтому все большее значение приобретает мониторинг этого качества, в том числе, с помощью международных инструментов оценки грамотности и навыков населения.

Оценка молодых

В мире существует несколько систем оценки образования граждан, прежде всего, молодежи. Programme for International Student Assessment (PISA) - одна из самых известных программ, разработанная ведущими международными научными организациями. Она рассчитана на оценку знаний подростков в возрасте 15 лет, обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования.
Исследование проводится по четырем основным направлениям, с помощью тестов проверяется грамотность чтения, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность. Помимо самих знаний, оценивается и умение применять их на практике, так называемая функциональная грамотность подростков.

Исследование проводит Международная организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Co-operation and Development — OECD) с 2000 года в более чем в 60 странах мира, в каждой стране в тестировании участвует от 4 500 до 10 000 учащихся. Данный мониторинг проводится раз в три года, что позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в разных системах образования. Согласно итогам исследования PISA, наиболее сильное среднее образование - в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии, в Европе в десятке лидеров - Финляндия и Нидерланды.

К числу других крупных программ оценки знаний учащихся относится и TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study) для учеников 4, 8 и 11 классов. Исследование проводится Международной ассоциацией по оценке качества образовательных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - IEA). Среди прочих программ – PIRLS (оценка качества чтения и понимания текста у 4-х классов) и ICCS (международное исследование качества граждановедческого образования среди учащихся 8-х классов).

Россия принимает активное участие в международных сравнительных исследованиях качества образования. Как показали последние волны двух крупнейших международных исследований — PISA и TIMSS в 2015 году, российские школьники существенно улучшили свои результаты по математике, чтению и естественным наукам. Так, по итогам PISA, средние результаты России по читательской грамотности выросли на 20 баллов (с 475 до 495), по математической грамотности — на 12 баллов (с 482 до 494), наименьший рост произошел в естественнонаучной области — на 8 баллов (с 479 до 487). В исследовании TIMSS ученики российских четвертых классов оказались на седьмом месте среди почти 60 стран, обогнав Финляндию, а восьмиклассники заняли шестое место по математике и седьмое в естественных науках.

Но, несмотря на положительную динамику, российские школьники по-прежнему отстают от сверстников в других странах в естественнонаучных областях. По словам экспертов, значительный вклад в динамику результатов школьников вносят задания единого госэкзамена (ЕГЭ), но если в математике удалось добиться того, что задания в ЕГЭ стали более приближены к жизни, то в естественных науках пока это сделать не получается.

Следующие этапы международных исследований состоятся в ближайшие два года: в 2018 году пройдет тестирование PISA, в 2019 году Россия проведет мониторинг TIMSS.

Тест для взрослых

Мониторинг качества образования и компетенций проводится и среди взрослого населения. К таким инструментам оценки относится The Programme for the International Assessment of Adult Competencies (PIAAC), реализуемая ОЭСР (OECD). В рамках PIAAC исследуются ключевые показатели актуальных компетенций современного мира — общая грамотность, математическая грамотность и решение задач в технологически насыщенной среде (компьютерная грамотность).

Все это необходимо человеку для того, чтобы получать образование, повышать квалификацию и успешно выполнять свои профессиональные обязанности. В основе проекта лежит идея о том, что в постоянно меняющемся мире на первый план при формировании человеческого капитала выходят не только полученное образование, профессиональные навыки, но и универсальные, ключевые компетенции.
В первом международное исследовании, завершившемся в 2013 году, приняло участие более 150 тыс. респондентов из более чем 30 стран мира в возрасте 16-65 лет, трудоспособных с точки зрения международных стандартов. В каждой стране - участнице проекта тестировалась национальная репрезентативная выборка численностью 5 000 человек.

Российские участники показали сравнительно неплохие результаты. Например, средний балл по грамотности в области чтения у России (275 баллов) выше среднего балла стран-членов ОЭСР (273), хотя и почти совпадает с результатами Бельгии (275), Чехии (274), Словакии (274) и Эстонии (276). Однако Япония (с 296 баллами), Финляндия (288), Нидерланды (284) заметно ушли вперед.

С точки зрения математической грамотности средний балл для России (270) почти не отличался от среднего балла стран-членов ОЭСР (269). Наибольшую математическую грамотность проявили японцы (288) и финны (282), меньше всего в математике разбираются жители США (253), Испании (247) и Италии (246). В целом, в рейтинге по грамотности в области математики Россия занимает 13-е место, а в области чтения — восьмое место.

Что касается третьего компонента исследований – компьютерных навыков, то тестирование показало, что россияне в этом вопросе отстают от представителей развитых стран мира. Порядка 26% участников исследования владели компьютером настолько слабо, что не смогли пройти тестирование. «В нашей стране среди взрослых, имеющих минимальные компьютерные навыки, необходимые для проведения процедуры компьютерного тестирования, 40,5% находятся на самом низком уровне по шкале компетенций в области решения задач в технологически насыщенной среде», — говорится в отчете по результатам исследования.

В большинстве стран - участниц PIAAC наиболее высокие результаты показывают лица в возрасте 30-35 лет. Однако в России наиболее высокими оказались результаты лиц в возрасте 40-45 лет. Кроме того, результаты PIAAC в России оказались мало связанными с уровнем образования. Разброс по результатам между лицами с высшим образованием и лицами без высшего образования в нашей стране невелик, меньше, чем в странах ОЭСР. При этом результаты респондентов с высшим образованием в среднем по России ниже средних результатов респондентов ОЭСР с высшим образованием.

Исследование PIAAC по оценке компетенций взрослых пройдет в 2018 году. Также России предстоит принять участие в новом проекте - онлайн-оценке ключевых компетенций взрослого населения (Education and Skills Online, ESO). Он был разработан ОЭСР при поддержке авторитетных в области разработки, адаптации и реализации инструментов оценки и психометрии международных компаний Educational Testing Service (ETS) и cApStAn.

В 2017-2018 году планируется официальная масштабная апробация нового инструмента оценки ESO в России, в ней примут участие представители молодого трудоспособного населения в возрасте 16-25 лет. Они пройдут проверку ключевых компетенций: грамотности чтения (работа с текстами) и математической грамотности (базовые вычисления). Однако, в отличие от PIAAC, ESO проводится полностью в онлайн-формате.

Проект позволит составить масштабную картину особенностей владения ключевыми компетенциями у части населения, которая составит активную часть трудоспособного населения или кому в ближайшие 10 лет предстоит выйти на рынок труда. Результатом, как ожидается, должно стать создание системы непрерывного образования взрослых, отвечающей потребностям национальной экономики и запросам трудоспособного населения.

По словам экспертов, итоги международных исследований (PIAAC, PISA, исследование Всемирного банка и НИУ ВШЭ) подтверждают, что система общего образования как в России, так и в других странах мира не удовлетворяет изменившимся потребностям экономики и рынка труда. Поэтому трансформация существующей образовательной системы и введение системы непрерывного образования неизбежны. С учетом лучшего российского опыта и мировых практик стране предстоит создать современную систему подготовки «человека завтрашнего дня».