Интеграция против протекционизма

09 марта 2017

На площадке ЦСР эксперты обсудили позиционирование России в ВТО и меры по усилению ее роли в рамках международной торговой системы.

В Центре стратегических разработок прошел семинар «Стратегия России в ВТО», собравший специалистов по международной торговле из ведущих вузов страны, а также профильных министерств и ведомств. С ключевым докладом выступил директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.

Он заверил, что фундамент, заложенный многосторонними договоренностями в рамках ВТО, по-прежнему будет играть определяющую роль в мировой структуре товарообмена и производства. «Все больше товаров производится не в конкретной стране, а в цепочке стран. Время национальных рынков уходит, рынки глобализуются и протекционизм уже не эффективен», - пояснил эксперт. Он отметил, что интеграция торговли является источником экономического роста: так, в начале XXI века страны АТЭС демонстрировали более высокие темпы роста, чем другие страны мира, потому что в этом регионе более активно развивались интеграционные процессы.

Эксперт озвучил основные проблемы, стоящие перед Россией в рамках многостороннего сотрудничества. По его словам, предоставляемые площадкой ВТО возможности в настоящий момент используются не в полной мере. Россия недостаточно вовлечена в процесс продвижения перспективной повестки ВТО ввиду отсутствия стратегии, отражающей интересы российского бизнеса. Кроме того, возможности страны ограничивает недостаточное государственное финансирование и дефицит квалифицированных специалистов.

Александр Кнобель также отметил ограниченное участие России в плюрилатеральных торговых инициативах и, как результат, неиспользование возможностей учета партнерами российских интересов. Еще одна проблема - отсутствие согласованной позиции стран ЕАЭС по участию в ВТО, отсутствие единых правил торгово-экономических отношений с остальным миром.

По мнению докладчика, стране необходимо обеспечить эффективную защиту своих интересов, связанных как с нарушением партнерами своих многосторонних обязательств, так и с формированием новых правил международной торговли. В связи с этим необходимо использовать все возможности и выгоды, предоставляемые договоренностями в рамках Доха раунда (договоренности по упрощению процедур торговли, ликвидации экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию и т.д.). Речь шла и о согласовании политики, связанной с участием в ВТО в рамках ЕАЭС, а также совершенствовании наднационального законодательства ЕАЭС с учетом соглашения по упрощению процедур торговли.

Отдельно эксперт остановился на вопросе участия России в работе органов по решению споров. Государство на данный момент участвует в 5 спорах (они все касаются энергетики) в качестве истца и 7 спорах в качестве ответчика. «И наше участие будет наращиваться, но нужно говорить об увеличении эффективности этого процесса, потому что в 5 из 7 спорах, где Россия выступала ответчиком, решения оказались не в нашу пользу», - отметил он. Причины неудач кроются в плохом финансовом обеспечении (в бюджете отсутствует статья на ведение споров в рамках ВТО) и недостатке квалифицированных кадров. «Не поставлена на должный уровень национальная экспертиза в сфере торговой политики. Часто в спорах мы прибегаем к услугам зарубежных специалистов, в частности, американских юридических компаний», - отметил докладчик. Для решения этих проблем эксперт предлагает совершенствовать механизм финансирования в органах по решению споров и выделить на эти цели отдельную статью в бюджете, а также усовершенствовать подготовку специалистов по внешнеэкономической деятельности и торговым переговорам.

Еще одна инициатива автора доклада: более активное вовлечение России в многосторонние инициативы с ограниченным числом участников – в так называемые плюрилатеральные форматы соглашений. На данный момент наша страна не состоит в TiSA (соглашение по либерализации торговли услугами, включает 23 участника – членов ВТО), ITA‐2 (либерализация торговли высокотехнологичными товарами; 25 стран-членов ВТО) и EGA (либерализация тарифов на широких перечень торговли экологическими товарами; 17 стран‐членов ВТО ). «То, что мы не участвуем в плюрилатеральных форматах, является для страны пробелом. Так, в случае с высокими технологиями мы лишаем нашу высокотехнологичную продукции дополнительных конкурентных преимуществ», - сообщил эксперт. По его мнению, стране необходимо присоединиться к указанным партнерствам, что даст макроэкономический эффект в виде дополнительного прироста несырьевого экспорта. Так, по подсчетам специалистов, участие в ITA‐2 даст ежегодный рост 0,04% ВВП, в рамках TiSA – 0,33% ВВП, в рамках EGA -0,19% ВВП.

Также автор предлагает России более активно участвовать во внутренних процедурах ВТО и в разного рода неформальных коалициях внутри организации, например, присоединиться к Кернской группе (ассоциации стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции), а также организовать коалицию из стран ЕАЭС. Впрочем, отметил Александр Кнобель, все предложенные меры являются дискуссионными и еще будут обсуждаться на разных экспертных площадках.