Инвестиции в основной капитал – где брать средства?

05 апреля 2017

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) представил первый этап проекта «Прогноз инвестиций в основной капитал до 2035 года». Эксперты оценили возможности интенсивного экономического роста страны в течение достаточно длительного времени.

Прогнозный период ЦМАКП разбил на три основных подпериода. 2017-2019 годы - период восстановительного роста, в течение которого, с одной стороны, преодолеваются последствия нынешнего экономического кризиса, а с другой – формируется потенциал для экономического роста в последующий период.

2020-2026 годы - инвестиционный период, в течение которого инвестиции, расширяющиеся с темпом 6% в год и более, выступают как важнейший фактор роста (вклад в прирост ВВП – 1,6 проц. пункта). «В то же время, крупномасштабных результатов с точки зрения изменения конкурентоспособности российских товаров эта «раскрутка» инвестиций и интенсификация обновления производственного аппарата иметь еще не будет», - отмечается в докладе.

Существенные положительные сдвиги в динамике импорта и экспорта товаров – эффекты, достигаемые на следующем периоде, с 2027 по 2035 годы. Это период роста за счет конкурентоспособности, когда постепенное снижение доходности инвестиций из-за удорожания факторов производства и усиления напряженности с балансом их финансирования вызовет постепенное замедление их динамики.

Среднегодовые темпы прироста накопления основного капитала снизятся до 4,9% (к концу периода – менее 4% в год), их вклад в экономический рост снижается до 1,4 проц. пункта. Поддержать высокую экономическую динамику будет возможно лишь путем существенного повышения конкурентоспособности, отрицательный вклад импорта уменьшается с -1,0% проц. пункта в год до -0,7 проц. пункта.

ЦМАКП ожидает несколько более высокую динамику импорта товаров только в первый посткризисный период, примерно до 2021 года, из-за расширения внутренних рынков. Однако потенциал «дешевого» импортозамещения – без интенсивного наращивания технологического уровня и качества продукции и т.п. – уже практически исчерпан, считают эксперты. Улучшение конкурентных позиций требует повышенной инвестиционной активности, подчеркивают эксперты.

Что касается экспорта, то, по подсчетам экспертов, доля углеводородного экспорта в совокупном экспорте российских товаров должна уменьшиться с нынешних 52% до 37% к концу прогнозного периода, а доля экспорта машин и оборудования – вырасти с 8% до 30%. Соответственно, «новый экспорт» оказывается все более инвестиционноемким, что рассматривается как необходимое условие развития технологической модернизации. Кроме того, в связи с переходом к новым районам добычи углеводородов возрастает капиталоемкость и экспорта нефтегазового сырья, отмечается в докладе.

По мнению экспертов, собственные средства предприятий на протяжении прогнозного периода останутся наиболее значимым источником инвестиций в основной капитал. В силу напряженности в сфере финансов предприятий именно здесь начнется формирование серьезных ограничений для дальнейшего ускоренного наращивания инвестиций. В итоге, около 2025 года можно ожидать перелома тренда динамики вложений – с почти 5% прироста в год – до примерно 3%.

С одной стороны, предприятия в этот период будут испытывать потребность в привлечении зарубежных кредитов для финансирования интенсивно растущих капитальных вложений. С другой стороны, такой приток внешних заимствований предполагает возобновление роста нагрузки внешнего долга на российскую экономику – вплоть до уровней, соответствующих историческому максимуму 2007-2009 годов и существенно превосходящих «норму» 2010-2014 годов. Насколько устойчивой может быть такая ситуация, может ли она сохраняться в течение, по крайней мере, десятилетия – вопрос открытый, говорится в докладе.

В этой связи эксперты ожидают устойчивое расширение предложения на внутреннем рынке всех важнейших видов финансовых инструментов с темпами, опережающими рост отечественной экономики и средние темпы роста объема капитальных вложений. При этом наиболее высокая динамика, вероятно, будет наблюдаться у долгосрочных (кредиты и облигации сроком свыше 3 лет) и «терпимых к риску» (акции) инструментов, которые в наибольшей степени подходят для финансирования капитальных вложений.

Эксперты также ожидают рост кредитного рынка в России. К 2025 году объем кредитов банков частному сектору, согласно расчетам, вырастет в целевом варианте до 70% ВВП, в инерционном – до 64% (в 2014 г. этот показатель составлял 59%) . К 2035-му рост кредитных рынков продолжится, их объем достигнет 78% и 71% ВВП в целевом и инерционном вариантах соответственно.

Ожидается и стабильный рост сегмента портфельных инвестиций в Россию: к 2025 году объем портфельных инвестиций вырастет в целевом варианте до 1,3% ВВП, в инерционном – до 0,65% (для сравнения: в 2014 г. этот показатель составлял 0,24%). К 2035 году рост сегмента продолжится, их объем достигнет 1,8% и 0,9% ВВП в целевом и инерционном вариантах соответственно, подсчитали эксперты. Как отмечается, важными факторами станут повышение капитализации российского фондового рынка, развитие институтов защиты прав собственности инвесторов, укрепление рубля, стимулирующее приток иностранного спекулятивного капитала и развитие инвестиций.

Однако поскольку доля собственных средств в финансировании инвестиций на прогнозном периоде будет снижаться, привлечение средств с финансовых рынков должно будет расти не просто с опережением общей динамики инвестиций, а с существенным опережением. «В 2027-2035 годах может возникнуть разрыв между потребностью компаний в привлечении средств и возможностями внутреннего финансового рынка по предоставлению этого финансирования», - указывают авторы доклада. Еще одной важной проблемой может стать несоответствие структуры спроса компаний на привлечение инвестиционных ресурсов с финансовых рынков структуре предложения этих ресурсов - с точки зрения уровня инвестиционных рисков и сроков окупаемости инвестиций.

Что касается госсредств, то сочетание напряженности в доходной базе бюджета и роста пенсионной нагрузки приведет, очевидно, к сжатию инвестиционных возможностей государства, считают в ЦМАКП. В первой половине 2020-х годов доля государственных инвестиций в их общем объеме будет составлять всего 5-6% (против 10% в настоящее время), а к 2030 году снизится до 4%. Доля госинвестиций в ВВП уменьшится до 2-2,5% в первой половине 2020-ых годов и всего 1% - в 2030-ых. Такая нагрузка, подсчитали авторы доклада, не окажет сколь-нибудь существенного влияния на устойчивость бюджетной системы.

Таким образом, эксперты ожидают три основных тренда относительно инвестирования в основной капитал: постепенное снижение значимости собственных средств, как источника финансирования (хотя крупнейшим по объему источником они, по всей видимости, останутся - доля собственных средств компаний в финансировании инвестиций уменьшится с современных 51-53% до 41% к концу прогнозного периода);стремительное сжатие удельного веса инвестиций, осуществляемых за счет средств бюджетной системы (с 9-10% в настоящее время до 4% в 2030-е годы) и быстрый рост привлечения средств с финансовых рынков. Доля так называемых «прочих» источников финансирования инвестиций увеличивается с 21-24% в настоящее время до 37% к концу периода, что можно рассматривать как естественный результат напряженности в сфере доходов корпоративного сектора.