Изменение топливного демпфера грозит дисбалансом на рынке
21 мая 2024
Заместитель директора центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов прокомментировал российским СМИ к чему может привести изменения параметров демпфера
Вопрос изменения параметров демпфера регулярно поднимается заинтересованными сторонами, как со стороны производителей и экспортеров продукции, так и со стороны органов власти, прежде всего отвечающих за формирование и исполнение бюджета. Параметры демпферного механизма всегда являются результатом компромисса между социально-экономической стабильностью, наполнением бюджета и обеспечением рентабельности работы нефтяных компаний.
Существенно менять его параметры очень опасно – это может разбалансировать весь рынок. Например, снижение в два раза размера демпферных выплат в сентябре 2023 года стало одной из причин резкого роста цен на внутреннем рынке.
Демпфер – квазирыночный инструмент, стимулирующий поставлять моторное топливо на внутренний рынок по предсказуемым ценам, которые как раз обеспечиваются механизмом обнуления демпферных выплат при значительном росте биржевых корректировок.
Введение моратория на обнуление демпфера рынком будет воспринято однозначно - как фактор, провоцирующий неконтролируемый рост оптовой цены на топливо.
В условиях постоянно меняющихся внешних условий функционирования нефтяной отрасли (к ним можно отнести как усиливающееся санкционное давление, в том числе на третьи страны, так и атаки БПЛА на российские НПЗ, сложности с вывозом продукции по железной дороге из-за изменений логистики, девальвацию рубля и т.д.) все участники топливного рынка должны понимать, что полностью подстроить демпферный механизм под текущую ситуацию невозможно.
Вместе с тем есть ряд условий демпферного механизма, которые не вполне соотносятся с экономической действительностью и по этим вопросам возможен ряд изменений при безусловной проработке вопроса компенсации выпадающих доходов бюджета.
Во-первых, так называемые индикативные цены внутреннего рынка, превышение которых на 10-20% (в зависимости от вида топлива) является основанием для обнуления демпфера, индексируются всего на 3% ежегодно, что при общей инфляции, значительно превышающей эту величину, постепенно выводит производителей топлива из зоны прибыльности при реализации продукции по таким низким ценам.
Во-вторых, компенсация экспортной альтернативы производится не полностью – сейчас коэффициент по автобензину – 0,68, по дизтопливу – 0,65, т. е. экспорт остается все равно более привлекательным каналом сбыта. Возможно, что это являлось одним из факторов, потребовавших введения запрета экспорта осенью прошлого года. Повышение данной величины до 0,83 уже обсуждалось в 2022 году, но решение так и не было принято.
В-третьих, формула расчета демпферных выплат содержит показатель, который очень условно соответствует сложившейся коммерческой практике: в 2024 году величина, характеризующая «санкционный» ценовой дифференциал между российским топливом и любым другим, торгуемым на мировых рынках (исключительно из-за страны происхождения), принимается равной аналогичному дифференциалу между ценой на нефть Urals и на нефть сорта North Sea Dated, что не вполне справедливо из-за различия рынков сырья и нефтепродуктов. Например, так называемый «нефтяной потолок», влияющий на этот дифференциал, для нефти и моторного топлива различается более чем в 1,5 раза.
Меморандум о сотрудничестве подписали ЦСР, Красноярский край, Республики Тыва и Хакасия
19.06.2025Читать
Туроператоры Малайзии увеличат поток интуристов в Россию
17.06.2025Читать
Объявлены победители международного конкурса видеороликов «Россия твоими глазами!»
12.06.2025Читать
В ЦСР обсудили как повысить конкурентоспособность бизнеса за счет энергоэффективности и климатических проектов
09.06.2025Читать
В Центре стратегических разработок прошло заседание Совета Фонда ЦСР
04.06.2025Читать
Сформирован шорт-лист Международного конкурса видеороликов «Россия твоими глазами!»
30.05.2025Читать
ЦСР: 79% опрошенных регионов отмечают важную роль такси в системе общественного транспорта
29.05.2025Читать
ЦСР и национальный туристический бренд Discover Russia активизируют работу со странами СНГ
29.05.2025Читать
Цифровая экономика скоро получит "рамку"
20.05.2025Читать
Регуляторная гильотина стала постоянно работающим механизмом
19.05.2025Читать
Павел Смелов: «В ближайшее время нам предстоит столкнуться с новыми формами занятости»
19.05.2025Читать
ЦСР ожидает роста числа интуристов в России на 10-12% по итогам 2025 года
16.05.2025Читать
Завершился прием заявок на Международный конкурс «Россия твоими глазами!»
16.05.2025Читать
Эксперты определили 10 ключевых типов инфраструктуры для развития креативных индустрий
15.05.2025Читать
Объем рынка СУБД к 2031 году превысит 251 млрд рублей
15.05.2025Читать
ЦСР запустил новые образовательные программы
13.05.2025Читать
К 80-летию Победы вышли в свет статистический сборник «Цифры Победы» и каталог туристических маршрутов «Путь Героя»
05.05.2025Читать
ЦСР помог регионам расширить сотрудничество с Китаем в сфере туризма
29.04.2025Читать
Индекс шашлыка
27.04.2025Читать
Россия представляет в Китае турпотенциал под брендом Discover Russia
25.04.2025Читать
Татьяна Горовая: Будущее транспортной системы в развитии беспилотных систем и цифровизации
24.04.2025Читать
Безопасность перевозок повысят за счет новых технологий и ИИ
23.04.2025Читать
ЦСР рассказал в Совфеде о финансовых механизмах решения транспортных задач
18.04.2025Читать
Индекс «Пасхи-2025»
17.04.2025Читать