Изменение топливного демпфера грозит дисбалансом на рынке

21 мая 2024

Заместитель директора центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Сергей Колобанов прокомментировал российским СМИ к чему может привести изменения параметров демпфера

Вопрос изменения параметров демпфера регулярно поднимается заинтересованными сторонами, как со стороны производителей и экспортеров продукции, так и со стороны органов власти, прежде всего отвечающих за формирование и исполнение бюджета. Параметры демпферного механизма всегда являются результатом компромисса между социально-экономической стабильностью, наполнением бюджета и обеспечением рентабельности работы нефтяных компаний.

Существенно менять его параметры очень опасно – это может разбалансировать весь рынок. Например, снижение в два раза размера демпферных выплат в сентябре 2023 года стало одной из причин резкого роста цен на внутреннем рынке.

Демпфер – квазирыночный инструмент, стимулирующий поставлять моторное топливо на внутренний рынок по предсказуемым ценам, которые как раз обеспечиваются механизмом обнуления демпферных выплат при значительном росте биржевых корректировок.

Введение моратория на обнуление демпфера рынком будет воспринято однозначно - как фактор, провоцирующий неконтролируемый рост оптовой цены на топливо.

В условиях постоянно меняющихся внешних условий функционирования нефтяной отрасли (к ним можно отнести как усиливающееся санкционное давление, в том числе на третьи страны, так и атаки БПЛА на российские НПЗ, сложности с вывозом продукции по железной дороге из-за изменений логистики, девальвацию рубля и т.д.) все участники топливного рынка должны понимать, что полностью подстроить демпферный механизм под текущую ситуацию невозможно.

Вместе с тем есть ряд условий демпферного механизма, которые не вполне соотносятся с экономической действительностью и по этим вопросам возможен ряд изменений при безусловной проработке вопроса компенсации выпадающих доходов бюджета.

Во-первых, так называемые индикативные цены внутреннего рынка, превышение которых на 10-20% (в зависимости от вида топлива) является основанием для обнуления демпфера, индексируются всего на 3% ежегодно, что при общей инфляции, значительно превышающей эту величину, постепенно выводит производителей топлива из зоны прибыльности при реализации продукции по таким низким ценам.

Во-вторых, компенсация экспортной альтернативы производится не полностью – сейчас коэффициент по автобензину – 0,68, по дизтопливу – 0,65, т. е. экспорт остается все равно более привлекательным каналом сбыта. Возможно, что это являлось одним из факторов, потребовавших введения запрета экспорта осенью прошлого года. Повышение данной величины до 0,83 уже обсуждалось в 2022 году, но решение так и не было принято.

В-третьих, формула расчета демпферных выплат содержит показатель, который очень условно соответствует сложившейся коммерческой практике: в 2024 году величина, характеризующая «санкционный» ценовой дифференциал между российским топливом и любым другим, торгуемым на мировых рынках (исключительно из-за страны происхождения), принимается равной аналогичному дифференциалу между ценой на нефть Urals и на нефть сорта North Sea Dated, что не вполне справедливо из-за различия рынков сырья и нефтепродуктов. Например, так называемый «нефтяной потолок», влияющий на этот дифференциал, для нефти и моторного топлива различается более чем в 1,5 раза.