Изменения в уголовной политике: эффективность, рациональность, гуманность

13 декабря 2017

Эксперты ЦСР предлагают снизить загруженность судов, заменить в ряде случаев тюремные сроки кратными штрафами и возмещением ущерба, установить новый порядок рассмотрения заявлений граждан о преступлениях.

Такие предложения прозвучали в Совете Федерации во время обсуждения концепции уголовной политики, организованного Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству 13 декабря 2017 г.

В уголовном праве России наблюдается дисбаланс. Так, в принятый 21 год назад Уголовный кодекс РФ за это время было внесено 1,5 тыс. изменений. При этом они носили бессистемный и разнонаправленный характер, часто не были обеспечены научной поддержкой и не проходили должной экспертной оценки, а также не всегда имели приемлемый уровень юридической техники. В настоящее время нет ни одной значимой социальной или профессиональной группы, которая была бы удовлетворена состоянием уголовного законодательства, хотя причины этой неудовлетворенности весьма различны, отмечают эксперты ЦСР.

Особо подчеркивается, что санкции не всегда соответствуют характеру и степени общественной опасности преступления.

«Предлагается смягчить санкции по ряду составов. Этот шаг нацелен на возмещение экономического ущерба от преступлений, чтобы осужденный за нетяжкие преступления и преступления средней тяжести работал бы и возмещал ущерб потерпевшему, потому что, сидя в тюрьме, он не может ничего возместить», – пояснила вице-президент ЦСР, руководитель направления «Институты и общество» Мария Шклярук. Кроме того, по ее словам, обсуждается возможность декриминализации статей, связанных с предпринимательской деятельностью.

Эксперты предлагают также увеличить эффективность работы с сообщениями граждан о преступлениях. По данным СК РФ, в 2016 году им было рассмотрено более 900 тысяч обращений, а уголовных дел возбуждено только около 130 тысяч. Еще ниже это соотношение в органах расследования МВД, куда поступает 27-28 млн обращений, по которым возбуждается лишь около 2 млн уголовных дел. Фактически работа органов следствия и дознания по сообщениям о преступлении и по обращениям общего характера не дифференцирована. Специалисты, подготовленные к расследованию серьезных преступлений, существенную часть времени тратят на по сути административную работу. По словам Марии Шклярук, одно из предложений экспертов для решения этой проблемы – сформировать корпус специализированных дознавателей, которые рассматривали бы все обращения о преступлениях, фильтруя их. Следователям должны передаваться уже возбужденные дела, требующие расследования.

Снизить загруженность судов и повысить качество расследования эксперты предлагают возвращением в уголовный процесс надзорных полномочий прокуроров, которые были ликвидированы в 2007 году. Предлагается, в частности, дать прокурорам право возбуждать и прекращать уголовные дела, вернуть обязанность следователя получать согласие прокурора на ходатайство о заключении под стражу или домашний арест и возможность прокурора давать обязательные указания по устранению нарушений закона в ходе расследования. «Сейчас прокуратура имеет полномочия только на стадии, когда расследование завершено и дело уже фактически готовое. При этом более 20% дел прекращаются при рассмотрении в суде, хотя основания для этого появились еще в ходе досудебного разбирательства», – пояснила Шклярук.

В системе исполнения наказания одной из центральных проблем эксперты ЦСР называют перенаселенность тюрем. Сократить тюремное население можно, расширив основания для досрочного освобождения от отбывания наказания или замены лишения свободы наказанием, не связанным с изоляцией от общества. Кроме того, заметила Мария Шклярук, обсуждается практика исчисления сроков отбывания наказания, при которой сутки в СИЗО засчитываются за двое суток в колонии.