Как улучшить систему исполнения наказаний?

17 октября 2017

ЦСР подготовил обзор, в котором собраны и проанализированы предложения экспертов о том, как можно улучшить уголовно-исполнительную систему России (далее — УИС). В него включены идеи и рекомендации широкого круга экспертов: общественных и государственных деятелей, правоведов, практикующих юристов, представителей Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН), судейского сообщества, некоммерческих организаций (далее — НКО), участников экспертных тематических площадок.

При отборе материала мы фокусировались на предложениях, которые не стали законопроектами и не рассматривались законодателем (либо по разным причинам были отозваны инициаторами), а также не были включены в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. При этом в обзор вошли идеи и рекомендации, высказанные в разные годы и не утратившие своей актуальности. Все изложенные мнения о возможности и необходимости законодательных, организационно-управленческих, финансово-экономических и социальных мер по совершенствованию УИС собраны из открытых источников.

По содержанию предлагаемые экспертами направления реформы УИС и потенциальные шаги по ее реализации можно разбить на три группы. Первая группа предложений касается в целом системы уголовного правосудия, частью которой является пенитенциарная система. Эксперты критически пересматривают основания уголовной политики, рекомендуя изменения в перечне видов наказания и условиях их назначения, корректировку оснований для избрания мер пресечения обвиняемым и подозреваемым, изменения в порядке исполнения наказаний и процедурах привлечения заключенных к дисциплинарной ответственности.

Эта группа предложений прямо или косвенно нацелена на решение ключевой проблемы российской уголовно-исполнительной системы: снижение количества тюремного населения.

Другая группа рекомендаций касается организации пенитенциарной системы, включая изменение состава и полномочий структур, участвующих в исполнении наказаний, и кадровой политики УИС. К этому же блоку предложений относится обширный список инициатив, связанных с оптимизацией пенитенциарного производства, моделей использования трудового ресурса (заключенных), принципов организации труда в УИС и сотрудничества с бизнесом. С ними также связаны рекомендации по организации или реорганизации взаимодействия уголовно-исполнительной системы с иными органами государственной власти и общественными институтами в контексте укрепления контроля за законностью деятельности «тюремного ведомства» (ФСИН) и соблюдением прав осужденных.

Третья группа предложений касается сокращения уровня постпенитенциарного рецидива, ресоциализации осужденных и социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания. Эти задачи предлагается решать путем развития механизмов стимулирования заключенных, введения службы пробации, создания иных программ помощи и реализацией особого плана действий в отношении т.н. уязвимых заключенных (женщин и несовершеннолетних).

Подробнее о предложениях по совершенствованию системы исполнения наказаний читайте в обзоре ЦСР.

002