Какую роль играют платформы в реальном секторе экономики?

25 мая 2017

Одной из характеристик новой промышленной революции является изменение архитектуры рынков, уход в цифровизацию и переход к платформенным технологиям. «В документах правительства платформенным решениям отводится определенное место, очевидно, что этот компонент – важная составляющая нашей экономики», - отметил вице-президент ЦСР Владимир Княгинин. По его словам, цифровой переход как объективная реальность затрагивает все сектора экономики, и нужно понимание: либо не вмешиваться в этот процесс, и пусть этот сегмент рынка развивается самостоятельно, либо нужно создавать определенную среду для развития платформенных технологий и, возможно, взять на себя регуляторные функции. Но для начала, как минимум, следует определиться с пониманием термина «платформа», чтобы отталкиваться от него в выработке предложений для развития рынка.

Что такое цифровая платформа?

Эксперты расходятся во мнении относительно определения этого нового явления в экономике. С одной стороны, технологическая платформа является средой, обеспечивающей функционирование бизнеса и позволяющая участникам экосистемы взаимодействовать и в зависимости от бизнес-модели создавать ценности. Другие делают упор на то, что существуют не только технологические, но и промышленно-технологические цифровые платформы, которые позволяют управлять жизненным циклом сложных капитальных объектов. Так, например, созданная Siemens платформа позволяет заниматься сооружением, вводом и выводом из эксплуатации атомных станций. С этой точки зрения платформа - это средство производства и управления цифровыми информационными моделями сложных инженерных объектов на всех стадиях жизненного цикла. Компания разработала модели, которые позволяют управлять закупками, проектировать, строить, на практике уже отработано несколько десятков инструментов.

В целом же платформы существуют в трех срезах:
• как бизнес-модель, при которой стоимость создается за счет облегчения обмена между производителями и потребителями;
• платформа как открытая, общедоступная инфраструктура (площадка, маркетплейс) для взаимодействий между внешними производителями и потребителями с установленными для них условиями управления;
• платформа как программное решение для промышленности.

Изначально платформы стали развиваться именно как электронные торговые площадки. По оценке экспертов, практически в каждой стране существуют национальные площадки, представляющие местную продукцию на внутреннем и внешних рынках. Неоспоримым лидером среди них является Alibaba Group с решениями B2B и B2C. Также среди наиболее эффективных порталов - IndiaMART, TradeKorea и B2Brazil. В России такой площадки нет, но уже разрабатывается российское IT-решение в области электронной коммерции, которое должно помочь отечественным компаниям получить доступ на внешние рынки. Платформа будет стимулировать активность наших предприятий на внешний рынках, показывая, что на их продукцию есть спрос, она упростит процедуры переговоров, заключения контракта и обеспечит безопасность для обеих сторон.

Что же необходимо сделать государству для более активного развития платформенных технологий?

Прежде всего необходимо создать правила игры для участников, своего рода конституцию цифрового мира России. В готовящейся программе, посвященной цифровой экономике, много внимания уделено обществу потребления, но нет места реальному сектору, строительству и промышленности, то есть той самой «Индустрии 4.0», о которой так много говорится. Этот пробел можно и нужно устранять. Однако, «если площадки будут окупаемы, государству делать нечего, но правила игры государство должно устанавливать», - говорит Владимир Княгинин.

Диалог экспертного сообщества еще продолжится. Предстоит выработать еще немало предложений для ведомств, готовящих программы для правительства. «Мы должны добиться того, чтобы Россия максимально использовала преимущество платформ. Следующий шаг – определить, какие условия необходимо создать, чтобы появлялось как можно больше российских систем. Пока отечественные платформы строятся на базе зарубежных разработок, но нам нужно развивать российские аналоги», - резюмировал глава совета ЦСР Алексей Кудрин.