Комментарий по поводу нового издания Концепции внешней политики РФ

06 декабря 2016

Комментарий Андрея Девяткова, эксперта ЦСР по направлению "Внешняя политика и безопасность".

Новая версия Концепции внешней политики, утвержденная указом Президента 30 ноября 2016 года, в целом сохраняет структуру и основное содержание предыдущей версии Концепции, действовавшей с 2013 года. Россия продолжает позиционировать себя как державу, выступающую за международную законность, центральную роль ООН в системе современного миропорядка, нахождение многосторонних подходов к решению глобальных проблем современности.

Необходимость издания новой версии Концепции во многом связана с событиями, произошедшими в отношениях между Россией и Западом в контексте украинского и сирийского конфликтов. Деградация этих отношений выражена, в частности, через появление пункта о «геополитической экспансии» ЕС и НАТО в Евроатлантическом регионе и, соответственно, их нежелании формировать совместно с Россией общеевропейскую систему безопасности, а также через исчезновение пункта о том, что с государствами Евроатлантического региона Россию связывают, помимо прочего, глубокие общецивилизационные корни. Кроме этого, в новой Концепции Россия оставляет за собой право реагировать на недружественные действия со стороны США в военной, политической или экономической сфере, в том числе путем укрепления национальной обороны и принятия зеркальных или асимметричных мер. В этой связи система противоракетной обороны США, в отличие от прошлой концепции, однозначно характеризуется как угроза национальной безопасности России. Тем не менее, Россия на декларативном уровне по-прежнему выражает свою приверженность прагматичному диалогу с ведущими странами Запада. Концепция избегает в этой связи каких-либо тезисов о неизбежности масштабного геополитического конфликта.

Прагматичный подход России к ее региональным приоритетам выражается, в частности, в ставшем еще более технократическим языке положений, посвященных евразийской экономической интеграции. Кроме этого, «поворот на Восток» и в рамках нового издания Концепции продолжает оставаться пока концептуально расплывчатым: Россия заявляет о приоритете «формирования общего, открытого и недискриминационного экономического партнерства – пространства совместного развития государств-членов АСЕАН, ШОС и ЕАЭС в целях обеспечения взаимодополняемости интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском и Евразийском регионах».