Круглый стол «Управление чужим имуществом: нужна ли реформа? Часть 2»

22 января 2020

Место и время проведения

28 января 2020 года, 18:30

Заседание состоится в Торгово-промышленной палате по адресу Москва, ул. Ильинка, д. 6, стр. 1 (м. Площадь Революции, Китай-Город), 3 этаж, Малый зал.

Необходима предварительная регистрация (количество мест ограничено).

Участие платное. Цена билета – 500 р. Количество мест ограничено.

Круглый стол организован совместно с Фондом «Центр стратегических разработок», юридическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Школой права «Статут».

Спонсорскую поддержку в организации данного круглого стола оказывает юридическая компания Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLC.

Круглый стол проводится в помощь Благотворительному Фонду «Живи сейчас». Взносы за участие в круглом столе будут отправлены на лечение больным БАС, а также пациентам с другими нейромышечными заболеваниями

Модератор

Башкатов Максим Леонидович – Руководитель направления «Правовое развитие» Фонда «Центр стратегических разработок», преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, магистр частного права, ответственный редактор журнала «Вестник гражданского права», лектор на курсах повышения квалификации «М-Логос» и Школы права «Статут».

К участию приглашены:

  • Евгений Алексеевич Суханов, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой гражданского права, заместитель председателя Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, член совета по совершенствованию законодательства под председательством заместителя Председателя Государственной Думы РФ, член научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;

  • Александр Шмагин, адвкат Адвокатского бюро «Дерра, Мейер и партнеры» (Берлин);

  • Флориан Хайндлер, доцент, профессор факультета права, Венский университет имени Зигмунда Фрейда;

  • Артем Карапетов, д.ю.н., директор Юридического института «М-Логос», профессор ВШЭ, главный редактор журнала «Вестник экономического правосудия»;

  • Денис Новак, к.ю.н., заместитель Министра юстиции Российской Федерации, профессор кафедры общих проблем гражданского права Российской школы частного права;

  • Дмитрий Вадимович Дождев, д.ю.н., профессор, сотрудник Института государства и права РАН, декан факультета права МВШСЭН;

  • Рустем Мифтахутдинов, к.ю.н., доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина;

  • Сергей Будылин, советник Адвокатского бюро "Бартолиус", кандидат физико-математических наук (МГУ), соискатель степени кандидата юридических наук (Институт законодательства и сравнительного правоведения), LL.M. (Pericles ABLE Project), приглашенный лектор РШЧП, ВШЭ, МВШСЭН;

  • Юлия Соломахина, партнер Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLC;

  • Мурат Акуев, партнер Cleary Gottlieb Steen & Hamilton LLC;

  • Сергей Ильин, к.ю.н., преподаватель кафедры практической юриспруденции Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина.

Управление чужим имуществом: нужна ли реформа?

Часть 2

Вопросы для обсуждения:

1. Предъявляется ли к управляющему в договоре доверительного управления (далее – «ДДУ») и в моделях траста особый стандарт поведения, за нарушение которого предусмотрена более строгая ответственность управляющего?

Правоотношения по управлению чужим имуществом характеризуются своей длительностью и повышенной уязвимостью учредителя управления, которая выражается в том, что учредитель управления лишается контроля над своим имуществом. Это порождает необходимость предъявления к управляющему повышенных требований, что в свою очередь должно выражаться в более строгих правилах об ответственности управляющего. Так ли это на самом деле? Целесообразно ответить на следующие вопросы:

Характеристика прав и обязанностей управляющего: существует ли необходимость конкретного описания обязанностей доверительного управляющего и управляющего в трасте? Является ли обязательство, возникающее из ДДУ и траста, обязательством по максимальному приложению усилий или обязательством по достижению результата? Возникают ли ДДУ и траста какие-либо лично-доверительные правоотношения и в чем это выражается? Существуют ли различия в стандартах поведения управляющего в ДДУ и в моделях траста? Кто имеет право требовать от управляющего какого-либо поведения: учредитель управления или бенефициар? Может ли учредитель управления или бенефициар в одностороннем порядке изменить условия управления? Каким статусом по отношению к управляющему обладает бенефициар?

Ответственность управляющего: какое юридическое значение имеет признание договора управления чужим имуществом «доверительным»? Возможно ли возложить на управляющего особую усиленную ответственность («строгая ответственность»)? Возможно ли установить презумпцию вины управляющего и презумпцию недействительности сделки, совершенной управляющим с превышением полномочий? Возможно ли возложить на управляющего ответственность без доказывания причинно-следственной связи и возникновения убытков? Оказывает ли какое-либо воздействие на гражданско-правовую ответственность управляющего его профессионализм и опытность? Объективный или субъективный стандарт добросовестности целесообразно предъявлять к поведению управляющего?

Казус № 1: индивидуальный предприниматель передал в доверительное управление строительную технику. Доверительный управляющий ни сам, ни через привлеченного риелтора не смог найти арендатора строительной техники и вынужден был сдать строительную технику на хранение в целях обеспечения ее сохранности. Имеет ли доверительный управляющий право требовать выплаты вознаграждения?

Казус № 2: акционерное общество передало в доверительное управление денежные средства. Доверительный управляющий инвестировал денежные средства в производные финансовые инструменты. В связи с тем, что наступил финансовый кризис, производные финансовые инструменты обесценились. Возможно ли привлечь к ответственности доверительного управляющего?

Казус № 3: ООО передало в доверительное управление складские помещения. Доверительный управляющий, не проводя поиск возможных арендаторов, сдал в аренду складские помещения своему аффилированному юридическому лицу по обычной рыночной цене. Является ли данный договор аренды действительным?

Казус № 4: в договор доверительного управления включены условия о том, что доверительный управляющий освобождается от ответственности по предоставлению отчета об управлении и от ответственности за причинение вреда по неосторожности в любой форме. Действительны ли такие условия ДДУ?

2. Целесообразно ли вводить в российское право одну из моделей траста в целях управления отдельными видами имущества?

Согласно положениям ГК отношения по управлению регулируются дифференцировано в зависимости от объекта управления. В отношении некоторых объектов доверительное управление исключено или ограничено (денежные средства, доли участия в ООО, объекты социального назначения и др.). Для некоторых объектов устанавливается особое регулирование отдельными нормативно-правовыми актами (например, бездокументарные ценные бумаги, инвестиции, объекты недвижимости). В связи с этим возникает вопрос о целесообразности дифференциации режимов управления разными видами объектов гражданского права. Необходимо ответить на следующие вопросы:

Управление отдельными видами имущества: почему ГК ограничивает возможность передачи в управление денежных средств только случаями, предусмотренными законом? Эффективно ли использовать ДДУ или одну из моделей траста для управления инвестиционным портфелем? Каким образом осуществляется контроль за действиями управляющего при управлении инвестиционным фондом? Какие требования предъявляются к планированию и осуществлению управляющим инвестиционной деятельности? Возможно ли управление чужим правом требования? Можно ли заменить хозяйственное ведение или оперативное управление одной из моделей траста?

Управление чужим имуществом в корпоративном праве: подходит ли ДДУ для управления корпоративными правами (долями в ООО и акциями в АО)? Эффективно ли использовать ДДУ или одну из моделей траста для управления документарными и бездокументарными ценными бумагами? Каким образом управляющий осуществляет корпоративные права и как учредитель управления защищен от злоупотреблений со стороны управляющего? Является ли номинальный держатель ценных бумаг доверительным управляющим?