Миграция по-новому

26 января 2018

Какой должна быть миграционная политика России? Эксперты обсудили существующие проблемы и дали рекомендации по их решению.

ЦСР представил доклад «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения», подготовленный совместно с группой ученых из НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Работа экспертов, специализирующихся на анализе миграционных процессов и политик, продолжила серию докладов по изменениям, запускающим инклюзивный экономический рост в стране. По словам руководителя направления «Человеческий капитал» Лилия Овчарова, одним из направлений изменений могла бы стать новая миграционная политика, несмотря на то, что миграционные процессы сегодня незаслуженно ушли из политической повестки.

Как сообщил ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Никита Мкртчян, численность населения, в том числе, в трудоспособном возрасте, страны сокращается, убыль россиян в возрасте от 20 до 64 лет продлится вплоть до конца 20-х годов. Процесс только начался (в текущем году убыль превысит 800 тыс. человек), но самые большие потери нас ждут впереди, всего с 2018 по 2025 годы, по данным Росстата, численность жителей страны сократится еще на 3,3 млн человек.

Ситуация напрямую влияет на рынок труда - к 2030 году количество трудоспособных граждан уменьшится более чем на 10 млн человек. Наиболее очевидным решением замещения выпадающей рабочей силы могло бы стать увеличение миграционных потоков. Для этого необходимо обеспечить миграционный прирост в размере как минимум 300 тыс. человек в год, отметил Никита Мкртчян.

Однако ресурсы для такого прироста ограничены. Русские, проживающие за рубежом и желающие вернуться на историческую родину, в большинстве своем уже реализовали планы. По словам ведущего научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлии Флоринской, численность русских за 1989-2010 годы сократилась в Казахстане с 6,2 млн. до 3,8 млн., в Кыргызстане – с 0,9 млн. до 0,4 млн., в Узбекистане, по официальной оценке, - с 1,6 до 0,8 млн., в других странах Средней Азии и в Закавказье их число снизилось в еще значительней.
Теперь миграция носит в большинстве своем трудовой, временный характер. Но текущие экономические условия привели к тому, что для основных доноров - стран СНГ, привлекательность российского рынка труда стала снижаться. Потоки работников из западных постсоветских стран (Украины и Молдовы) постоянно сокращаются, жители этих стран уже переориентировались на другие рынки.
Сегодня почти треть всех мигрантов в России – это уроженцы Центральной Азии: основной страной-донором является Узбекистан, на втором месте – Таджикистан, на третьем- Киргизия. Но и эти потоки при ухудшении ситуации в нашей стране могут быть смещены на соседний рынки – в Турцию, Саудовскую Аравию и т.д. Как отмечается в докладе, сегодня меняется не только этнический состав, но и качество миграционных потоков. Как отметил Никита Мкртчян, молодое население стран Центральной Азии и Закавказья в большинстве плохо владеет русским языком, поскольку его преподавание за пределами России постоянно сокращается.

По мнению экспертов, удержать и увеличить миграционный поток можно лишь изменив подход в миграционной политике. В частности, предлагается упростить правила пребывания и легализации зарубежных работников, сократить финансовые и временные издержки выхода мигрантов в правовое поле, законодательно поощрять легальных работников, долго и без нарушений работающих в России. Существующие сегодня бесконечные ужесточения миграционного законодательства только мешают легализации иностранных работников в стране.

По словам заведующей Центром качественных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ Екатерины Деминцевой, стране необходимо создание программ по интеграции мигрантов и их детей. Уроженец другого государства, решивший связать свою жизнь с Россией, должен быть включен в принимающее общество: знать его язык, традиции, культуру, права. Для этого требуется создание инфраструктуры (курсов русского языка, курсов по основам государственности, дополнительных уроков русского для детей-иностранцев в школах и др.).

Политика интеграции, по словам Деминцевой, не должна быть единой для разных категорий мигрантов, для тех, кто хочет остаться в России и получить гражданство, нужна разработка понятных условий натурализации и алгоритма их выполнения. «Европа прошла этот путь в середине прошлого века, когда пережила постколониальную миграцию. Мы не должны повторять ошибки этих стран, а воспользоваться плодами разработанной ими интеграционной политики», - считает Деминцева.

Еще одним важным направлением должно стать создание конкурентной среды для привлечения квалифицированных и высококвалифицированных специалистов. Пока таких граждан в общем миграционном потоке – несколько десятков человек (за сотню статистика перевалила лишь в докризисных 2013 и 2014 годах). По мнению Екатерины Деминцевой, формировать привлекательную среду для квалифицированных кадров можно только в условиях экономической стабильности. «Нам не нужно изобретать велосипед, другие страны уже выработали меры, способствующие созданию комфортных условий для привлечения высококлассных специалистов из-за рубежа», - сообщила эксперт. По ее словам, среди таких мер: внедрение бальной системы оценки, предоставление рабочих виз и рабочих карт, проведение диверсификационной лотереи. Пока же, в условиях существующей экономической и политической ситуации возможно снижение интереса со стороны иностранных специалистов к вхождению на российский рынок труда.

Еще одной привлекательной для России категорией мигрантов могут стать иностранные студенты из стран СНГ, Азии и Африки, которые могли бы получать здесь образование и затем оставаться в стране – как для временной работы, так и в качестве постоянных жителей. За годы учебы они интегрируются в принимающее общество, кроме того, они становятся готовыми специалистами, не нуждающимися в переквалификации. Эти молодые люди могли бы повысить качество человеческого капитала среди мигрантов. Впрочем, по мнению экспертов, даже при активной популяризации российского образования, в период после 2025 года можно прогнозировать снижение числа студентов из стран СНГ, прежде всего из-за уменьшения количества русскоговорящих абитуриентов.

В целом, как считают авторы доклада, миграционная политика страны нуждается в полном переосмыслении. «Да, риски увеличения потоков приезжих существуют, среди них называется рост преступности, например, - говорит директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский. – Значит нужно искать ответы на эти риски, создавать институты, которые бы могли переформатировать мигрантов и их детей в полноценных граждан России». Очевидно, что поддержание численности населения России без миграции невозможно, этот ресурс может стать хорошей подпоркой рынку труда и экономики в целом, резюмирует Анатолий Вишневскирй.