Михаил Брауде-Золотарев: «Мир движется в сторону удаленных дистанционных коммуникаций»

13 февраля 2017

Сегодня много говорится о задаче, стоящей перед нашей страной – формированием современного эффективного государства. Дидижитализация госуслуг – один из его элементов.

Само понятие «государство как платформа» впервые было сформулировано в Великобритании (Government as a Platform), где программа реализуется с 2010 года. Сегодня здесь действует GOV.UK – единая платформа госуслуг, с помощью которой государство предоставляет интернет-сервисы и важную информацию в простом и понятном формате для своих граждан.

Подробнее о важности таких проектов сайту ЦСР рассказывает Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС.

- Что стоит за понятием – «государство как платформа»?

Это метафора, которая появилась несколько лет назад и символизирует новую стадию развития удобного, или сервисного государства, которое ориентировано на максимально удобное предоставление разного рода услуг гражданам и бизнесу.

- Почему эта задача так важна?

- В современном обществе, экономике, и, соответственно, в современном государстве, все большую роль играют данные. Это связано с изменениями в нашей жизни, когда формируется и накапливаются все больше данных, которые становятся необходимыми для принятия бизнес-решений, управленческих решений, при принятии решений домохозяйствами и гражданами - решений о работе, бизнесе, образовании, лечении и т.д.

Государство – один из крупнейших обладателей таких данных, которые оно собирает у граждан и бизнеса, и оно должно возвращать их в распоряжение общества через удобные цифровые интерфейсы. Я говорю про «открытые государственные данные», только данные более высокого качества и более доступные, чем сегодня. Однако государство должно предоставлять обществу не только данные, но и электронные сервисы.

Самый простой пример – это электронные государственные услуги. Но сейчас они разрознены и уступают по удобству частным сервисам, таким как бронирование авиабилетов, интернет-банки, интернет-магазины. Все операции должны совершаться в минимум кликов, быстро и понятно, а когда для решения своей задачи в Интернете нужно много усилий, мы начинаем сердиться. Мы привыкли к тому, что все рутинные операции упрощаются. Государственные услуги устроены не так. Они громоздки и неудобны, мы радуемся, когда они хотя бы просто работают – все равно это шаг вперед по сравнению с теми временами, когда мы все услуги получали в присутственных местах и были вынуждены стоять в очередях.

Дальше должно становиться лучше, но, что более важно, дальше, помимо человеческих интерфейсов к госуслугам через браузер, должны появляться машинные автоматизированные интерфейсы доступа к государственным услугам, чтобы, например, бизнесу можно было интегрировать в свои деловые процессы фрагменты государственных процессов. В некоторой степени это уже происходит в налоговой сфере, но ресурс развития тут огромный, и потребность общества в этом очень велика.

- Вы сказали, что сервис должен предоставляться не только гражданам, но и бизнесу. О чем идет речь?

- Сейчас бизнесу, например, для получения лицензии нужно собрать множество документов, написать заявление, дождаться решения органов власти, которые оформят лицензию и распечатают ее на специальной бумаге, затем за ней нужно прийти – все это занимает огромное количество времени и внимания.

Если вдуматься, во многих таких действиях нужды нет. Если кто-то просто решил вкусно кормить других людей – создать ресторан – он не должен кому-то доказывать, что он умеет вкусно готовить. Все равно у государственного органа нет никакой возможности ничего по-настоящему проверить. Предприниматель должен просто нажать кнопочку, и в момент этого клика должно произойти множество действий. Например, тем самым бизнесмен задекларировал свою деятельность, создал фирму, застраховал ответственность, встал на налоговый учет и т.д. То есть государство предоставило ему цифровую платформу и обеспечило перемещение всех данных между контрагентами без необходимости для него нажатия множества кнопочек и посещения кучи чиновников.

Я понимаю «государство как платформу» таким образом.

- Самому государству это выгодно?

- Не очень правильно говорить про «государство», т.к. государство не имеет и не может иметь единого интереса или выгоды, оно сформировано множеством институтов с разными интересами. Всегда кому-то прогресс выгоден, кому- то нет. Но можно уверенно говорить, что описанные мной на примерах сервисы снижают издержки и граждан, и бизнеса, и повышают эффективность экономики. Услуги предоставляются быстрее, становятся дешевле и качественнее, появляются новые предприятия и новые рабочие места. То есть обществу в целом, будущим поколениям это, конечно, выгодно.

- Насколько эта задача решаема?

[текст-по-центру-(серые-гр-цы)]Мы унаследовали архаичное государство, основанное на бумажных технологиях и очень громоздких регламентах. Сейчас мир движется в сторону удаленных дистанционных коммуникаций, и, если мы не хотим опоздать и выпасть из современности, мы должны модернизировать общество и государственное управление. У нас просто нет выбора.

- Что нам грозит, если Россия все-таки опоздает?

- Приведу пример. Есть страны, которые развивают сервисы для иностранцев, это по сути«оффшорные юрисдикции». Они предоставляют иностранцу ряд прав: право на ведение бизнеса, право на судебную защиту, визовые, финансовые возможности. Это означает, что те бизнесы, которые физически не привязаны к территории, будут постепенно уходить в юрисдикции, где им комфортнее существовать, где они могут решать свои задачи, не выходя из дома, не тратя время на очные и бумажные взаимодействия, где им будет предоставлена судебная защита, где отчетность проще.

Пока что для этого часто нужно переезжать физически. Но со временем доля бизнеса, который может быть дистанционным, станет расти. И мы даже замечать не будем, что наш ВВП не растет, как мог бы расти, просто расти он будет не у нас, а в тех странах, которые предоставляют лучшие возможности гражданам бизнесу – за «наш» счет.

- Какие страны наиболее продвинуты в этом плане?

- Пока таких 100% «платформенных» государств нет, но процесс реформирования идет интенсивно во многих странах, и наглядным для всех он станет в течение пяти-десяти лет. И тогда уже будет поздно.