Модели взаимодействия бизнеса и территорий его присутствия

06 марта 2021

В ЦСР 3 марта прошла презентация совместного пилотного исследования ЦСР, ЦСП «Платформа», АНО «Национальные приоритеты» и Центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС, которое посвящено различным моделям взаимодействия бизнеса и территорий его присутствия. Модератором мероприятия выступил основатель и учредитель ЦСП «Платформа» Андрей Фирсов.

Открывая обсуждение, Фирсов отметил, что целью мероприятия помимо представления данных исследования является также запуск новой дискуссионной площадки. «Идея мероприятия заключается не в том, чтобы представить исследование, а в том, чтобы попробовать запустить площадку, которая позволит компаниям и представителям регионов в систематическом режиме обмениваться идеями, подходами, технологиями социального инвестирования. Идея давно уже назрела. Не случайно сейчас не только ЦСП «Платформа» и ЦСР, но и целый ряд государственных и экспертных центров присоединились к этой задаче. Компании сделали много хорошего, но обмен практиками развит слабо. Мы видим, что очень сильно усложняется социальное пространство в регионах. Те процессы, которые были запущены бизнесом, подошли к пределу роста. Требуется переформатирование, исходя из того, что мир в целом становится сложнее, меняются запросы и инструменты. Эти поводы и подтолкнули нас к этой работе», — рассказал эксперт.

Первый вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Наталья Трунова поделилась: «Если мы берем моногорода и малые территории, которые испытывают «травму зависимости» от крупных предприятий, конечно, там ключевой запрос — это устойчивость, понятные правила игры на рынке труда. У нас до сих пор не сформировалась культура обсуждения неприятных планов для населения. Вот эти моменты практически никогда не обсуждаются с местными локальными сообществами и не являются предметами договорённостей. В результате, что-то происходит, корпорация приняла решение в Москве, и у нас социальный конфликт. Это типовая ситуация...Неправы обе стороны, и с этим нужно работать. В крупных городах очень интересный запрос – на новое. На появление нового, креативного бизнеса. У промышленных предприятий, которые не перестроятся под этот новый запрос, у них будут очень большие проблемы. Они потеряют самые производительные кадры», – считает Трунова.

Генеральный директор ЦСП «Платформа» Мария Макушева, со своей стороны, рассказала, к чему стремится бизнес. «Сегодня одновременно сосуществуют разные типы отношений бизнеса и территорий. От патронажа до гостевой модели, от эгоистичного меценатства до совместной выработки стратегии развития территорий. Бизнес стремится к тому, чтобы даже в моногородах разделить ответственность, быть равноправными партнерами с другими участниками и вовлекать их в этот процесс. Это требует институтов, просто так партнёрство не развивается. У партнёрства возникает целый ряд барьеров на территориях, чтобы разделить ответственность. Это и неготовность муниципалитетов в силу перечисленных обстоятельств, неготовность сообществ», – рассказала эксперт.

Эксперт направления «Пространственное развитие» ЦСР Мария Комкова отметила принципы ESG как уже устоявшийся тренд. «Принципы ESG. Мы смотрели по крупнейшим корпорациям, которые выходят на экспорт. Они уже начали придерживаться этого принципа и ориентируются на этот индекс. По данным аудиторско-консалтинговой компании EY, 97% инвесторов сегодня ориентируются на индекс ESG, принимая решения, куда вложить деньги. Google – это углерод, вложение в новые инвестиции, новые технологии. TOMS – это социальные проекты. Мировой тренд таков, что у тебя должна быть такая политика. Более того, если ты хочешь привлечь инвесторов, ты должен показать в чем заключается эта политика и какие будут эффекты от нее», – считает она.

Руководитель дирекции стратегии исследований и аналитики АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова поделилась: «До тех пор, пока мы не сделаем публичное признание бизнеса как коммуникационную историю, стороны не начнут смотреть друг на друга, не начнут прорабатывать более детальные механизмы взаимодействия в рамках стратегических национальных целей и национальных проектов. Мы планируем сделать в этом году рэнкинг учета вкладов бизнеса в национальные цели. У нас есть примерное понимание как мы это будем делать. Мы сделаем рэнкинг, какие компании в текущем году внесли свой вклад в национальные цели. Только после этого, можно будет обсуждать вопросы перепланировки. В этом смысле нам нужно начать, и коммуникационный эффект будет очень значительный. Это будет первый шаг, он очень важен, без него мы не сдвинемся«.

Заместитель председателя ВЭБ.РФ Наталья Тимакова, со своей стороны, добавила. «Пришло время объединить те процессы, которые бизнес делает в разных городах, сейчас это все очень разрозненно. Пришло время, чтобы этому была дана достаточно высокая оценка», – считает она.

Директор центра территориальных изменений и городского развития РАНХиГС Андрей Максимов выделил одну из основных проблем в этом вопросе. «Важнее всего проблема доверия, и здесь нужно говорить о выращивании кадров со стороны корпораций. Корпорация могла бы привлекать кадры извне, проводить кадровые программы внутри города, привлекать муниципалитет к этому и инкорпорировать эти кадры в муниципальное развитие. Возможно, способствовать продвижению этих кадров за пределами города. Как показывает практика в рамках одного клочка земли реальные лидеры все равно не смогут усидеть», – заключил эксперт.