На правах донора

08 июня 2018

ЦСР в партнерстве с РАНХиГС провел круглый стол, посвященный актуальным вопросам оценки программ и проектов в сфере содействия международному развитию (СМР). В нем приняли участие представители органов госуправления, участвующих в российских программах СМР, эксперты, а также представители международных организаций.

Дискуссия была посвящена обсуждению основных вопросов оценки помощи развитию, а также проблем формирования национальной системы и сообщества практиков по мониторингу и оценке программ содействия развитию в России. В начале обсуждения начальник отдела по вопросам оперативной деятельности ООН и СМР департамента международных организаций МИД РФ Григорий Устинов напомнил, что в 90-е годы Россия свернула программы поддержки других стран, превратившись из донора в страну-получателя помощи. Ситуация изменилась в начале 2000-х: с улучшением экономической ситуации государство вернуло себе статус донора, сосредоточившись на поддержке стран СНГ. В 2015 году Россия включилась в программу ООН по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР), которые формируют универсальный понятийный аппарат, а также общие индикаторы как для доноров, так и для государств-получателей помощи.

В настоящее время институциональная основа для проведения системной оценки программ и проектов в сфере СМР не сформирована. Тем не менее, в процессе мониторинга и оценки готовы принимать участие все ключевые ведомства: МИД, Минфин, Минэкономразвития. Каждое ведомство заинтересовано в проведении оценки в рамках своей компетенции: МИД с точки зрения получения дивидендов во внешней политике, в то время как Минфин и Минэкономразвития больше интересует финансово-экономическая сторона вопроса. В зависимости от специфики программ помощи в оценке могут участвовать и другие ведомства, в частности, при реализации социальных проектов могут привлекаться Минздрав и Минобрнауки. Эти ведомства, в свою очередь, проверяются Счетной палатой (СП), которая оценивает эффективность расходования средств. Представитель МИД РФ высказал мнение, что участие СП в анализе реализуемых за рубежом проектов будет расти.
На встрече большое внимание было уделено не только практической, но и методологической стороне оценки программ и проектов в рамках российской политики в сфере СМР. Советник по вопросам регионального развития Всемирного банка (ВБ) Татьяна Леонова поделилась опытом организации по проведению мониторинга и оценки проектов. По ее словам, во время работы проекта банк ведет текущий мониторинг и оценку, а затем проводит глубокий анализ воздействия влияния проекта — насколько он способствует развитию конкретной страны-получателя помощи или целого региона. Любой донор может воспользоваться этим инструментом. Россия, по словам эксперта, также запрашивает отдельную аналитику эффективности и результативности расходования переданных государством в трастовые фонды ВБ средств.

Несмотря на отсутствие национальной системы оценки помощи в России, национальный экспертный потенциал в стране накоплен. По словам Алексея Кузьмина, президента компании «Процесс Консалтинг», как только в стране появились программы СМР, появилась необходимость в их оценке. «Последние 20 лет мы не стояли на месте, и когда на рубеже 2000-х Россия заняла позицию донора, наши эксперты были интегрированы в международное движение по сотрудничеству в сфере оценки программ СМР», — отметил эксперт.
Основными барьерами для формирования системы мониторинга и оценки программ СМР в России, по мнению присутствующих, являются: отсутствие институциональной системы и законодательной базы для выработки госполитики в сфере СМР, отсутствие в законодательстве самого термина «содействие международному развитию». Более того, на сегодняшний день пока не заработал единый орган – агентство по содействию международному развитию, который бы по примеру других стран координировал всю работу в сфере СМР и работал в связке с институтами развития.

Что необходимо сделать России, чтобы не потерять свое место на мировой арене содействия развитию? По выражению Татьяны Леоновой, «нужно есть слона по кусочкам, помня, что это слон». Так, по мнению экспертов, началом выработки государственной стратегии и формирования национальной системы в сфере СМР станет принятие единой методологии оценки проектов. Для повышения эффективности российской помощи необходимо принять закон об СМР с систематизированным понятийным аппаратом, и, возможно, разработать отдельную госпрограмму. Также речь шла о формировании сообщества практиков по мониторингу и оценке программ содействия развитию в России.

«Только кооперация государства, бизнеса и экспертного сообщества поможет выработать систему индикаторов: сначала целевых индикаторов, затем контрольных индикаторов», — отметила доцент МГУ Ольга Образцова. Эта совместная работа будет способствовать получению политических дивидендов. «Дискуссия внутри страны продолжится, чтобы избежать ситуации 90-х годов», — отметил Устинов. В свою очередь руководитель направления «Внешняя политика и безопасность» ЦСР Сергей Уткин в конце встречи отметил: когда у России появятся средства и политическая воля в расширении деятельности в области СМР — появится потребность в экспертном обеспечении. Он добавил, что дискуссия о создании такого обеспечения продолжится на других площадках, в том числе на площадках МГУ и РАНХиГС.