Навстречу Дракону

03 мая 2017

Одним из перспективных направлений экспорта России в Китай может стать российская культура.

Сейчас основным экспортным продуктом в Поднебесную являются ресурсы: нефть, газ, лес и другие. При этом другие страны выбрали те отрасли, в которых они сильны и которые позволяют им конкурировать и с местными производителями – например, это электроника и электротехника, лекарственные препараты.

Основная проблема развития торговли России с Азией, как утверждает бизнес, – отсутствие хороших проектов. В то же время, некоторые российские продукты (например, в индустрии культуры и развлечений) пользуются огромной популярностью в Китае. По словам представителя фонда La Caixa в России и основателя проекта «Cultural Diplomacy» Дмитрия Юсова, этому способствуют близкие связи Китая и СССР с 50-х годов прошлого века. Поэтому одним из видов экспорта из нашей страны может стать культура в широком ее понимании: живопись, концерты, балет, музыка, театр.

Всем известно, что у китайцев в возрасте есть определенный набор знаний о России: пара-тройка советских песен («Катюша» и «Подмосковные вечера»), известные писатели (Пушкин в особенности) и русская кухня (блины, например). И хотя российская культура у них относится к западной, с нами у жителей Поднебесной больше внутренней связи.

Однако несмотря на отмеченные связи между Россией и Китаем, в Китае происходит смена поколений: сегодня молодежь меньше знакома с российской культурой и имеет слабое представление о нашей стране в целом. Что мешает развитию и продвижению наших культурных связей? По мнению Дмитрия Юсова, причин несколько. В частности, недостаток государственной поддержки. Самому культурному продукту не хватает позиционирования в Китае, своего рода «брендинга». Среди других минусов: неполное понимание местного менталитета, незнание языка, отсутствие двусторонних контактов, например, между директорами музеев.

Дмитрий Юсов считает, что для продвижения российских интересов среди молодёжи можно использовать китайские соцсети. Возможный шаг в будущем - учреждение и развитие деятельности крупных центров русского языка и культуры, аналогичных институтам Конфуция, Сервантеса и Гете. В их задачи должно входить проведение мероприятий по повышению авторитета русского языка и литературы, поскольку на данный момент их популярность в Китае остается крайне низкой. Также требуется выработка программ взаимодействия региональных музеев и проведение культурных мероприятий с упором на оригинальность организации.

«Необходимо помнить, что Китай – второй рынок в мире после США по покупке искусства. Вино и искусство – два основных предмета для альтернативных инвестиций в Китай», - говорит эксперт. По его словам, больше всего китайцы ценят масло, называют его мистическим. Здесь открываются возможности для российских художников разных поколений.

Также стоит продвигать наших авторов на территории Гонконга, который сильно отличается от материкового Китая. В Гонконге почти не знают о русской культуре, за исключением музыки и балета, поскольку эта часть являлась британским протекторатом. Но крупнейшая арт-выставка не только Китая, но и мира - Art Hong Kong - проходит каждый год в марте именно здесь, это ворота к коллекционерам всего Китая и Юго-восточной Азии.

«Сейчас наилучший момент для экспорта российской культуры в Китай, когда еще не ушло старшее поколение, а молодое готово воспринимать и потреблять российскую культуру», - считает эксперт. Но этого невозможно достичь без инициативы как самих госорганов, так и государственных и частных учреждений, уверен Юсов.