Новое лицо государства

08 сентября 2017

России требуется перестройка системы госуправления

Низкое качество государственного управления не раз становилось предметом обсуждения экспертного сообщества и представителей самой власти. Это напрямую сказывается на темпах экономического роста в стране. По мнению главы Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, которое он озвучил на Московском финансовом форуме, госуправление сегодня серьезно отстает от запросов экономики.

Об этом говорят цифры: 80% чиновников занимаются текущими, а не стратегическими задачами, и в основном не своими функциями, а сиюминутными поручениями, выходящими за рамки их обязанностей. «В отличие от предпринимателей, которые ищут, что можно сделать, чиновники постоянно ищут, как можно что-то не сделать», - высказал мнение директор Высшей школы государственного управления, проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров. Уровень доверия между государством и бизнесом, государством и гражданами низок, что приводит к издержкам. Имидж госслужащего должен поддерживаться на более высоком уровне, считает эксперт.

Сегодня наблюдается сильное отставание по скорости принятия государственных решений, отметил в своем выступлении Кудрин. Одна из причин - отсутствие ответственности за выполнение задач на долгосрочный период. Вместе с тем нагрузка на государственный аппарат растет. Как отметил в своем выступлении министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов, если в 2004 году на уровне правительства принималось 5 тыс. правовых актов, то сегодня – уже 30 тыс. И качество этой работы не выросло, что говорит о низкой эффективности государственной машины.

В стране следует провести полную инвентаризацию функций госаппарата, считает глава ЦСР, причем сделать это необходимо в течение ближайших 6 лет. Необходимо убрать лишнюю забюрократизированность, сократить сроки предоставления информации, снизить число заполняемых документов, уйти от бумажных носителей, перечислил цели Алексей Кудрин. Председатель совета ЦСР подчеркнул, что нужно убрать лишние функции чиновников, лишние звенья в цепочках, прежде всего при межведомственном взаимодействии, и сократить сроки выдачи важных документов — справок, паспортов, лицензий — в 5−10 раз.

Способствовать оптимизации бюрократического аппарата должны высокие технологии и современные стандарты предоставления государственных услуг. Для этого необходимо устранить пробел в принятой ранее правительством программе «Цифровая экономика» и внести туда раздел о цифровизации госуправления, считает Кудрин. Цифровизация систем управления поможет сократить количество чиновников за шесть лет на треть и сэкономить расходы на госуправление на 0,3% ВВП, подсчитали в ЦСР.

Один из удачных примеров цифровизации госуслуг – создание многофункциональных центров с функциями «одного окна». После их открытия люди стали постепенно забывать об очередях за справками. «Простые граждане, приходя в новую систему, видят другое лицо государства, оно становится клиентоориентированным, переходит в режим онлайна», - говорит Михаил Абызов. Однако на реализацию этого проекта потребовалось 15 лет и только сейчас он заработал в полной мере, констатировал министр.

Другие проекты дают сбои, среди них – проект по внедрению контроля режима работы водителей, привел пример Абызов. Так, недавно автобусы и грузовики обязали оснащать тахографами для того, чтобы Ространснадзор мог отслеживать нагрузку водителей. На это перевозчиками были потрачены десятки миллиардов рублей, однако данные с этих тахографов в государственную систему не поступают. Для того чтобы система заработала, требуется оснастить 6 тыс. инспекторов Ространснадзора оборудованием для считывания данных тахографов, что требует 250 млн рублей, но пока деньги не выделяются - между министерствами все еще идет дискуссия по этому поводу.

По словам Кудрина, цифровизация системы контроля и надзора – задача хоть и затратная, но крайне актуальная. Государственный контроль должен быть технологичным, основанным на новых информационных трендах и возможностях, с тем чтобы предупреждать риски, минимизировать ущерб, сделать этот контроль комфортным для поднадзорного субъекта, считает эксперт. Он привел пример уже созданных высокотехнологичных платформ ФНС и казначейства, подобные платформы должны быть внедрены и синхронизированы и в других ведомствах.

Способствовать преобразованиям в госсистеме должны и сами чиновники, им нужно встроиться в систему непрерывного образования, ежегодно повышать свою квалификацию. Поскольку в каждом министерстве постоянно будут происходить десятки, сотни изменений, российской системе управления необходимы высококвалифицированные специалисты, которые смогут анализировать и управлять этими изменениями – «управленческий спецназ», считает Алексей Кудрин. «Нам нужно внедрить по сути то же самое, что есть в лучших корпорациях – это управление персоналом полного цикла», - добавляет он. Это означает изменение системы набора персонала, требований, дифференцированные контракты, разделение процессов изменений и т.д.

Среди требований, которые необходимо предъявлять к госслужащим, Кудрин назвал открытость, готовность к изменениям и инициативность, которую следует поощрять. В ведомствах нужно внедрить современные методы оценки эффективности деятельности чиновников, которые практикуются в компаниях. В результате этих мер в течение 6 лет проблему коррупции в России можно решить, уверен глава ЦСР. «Конечно, она где-то останется, но перестанет быть проблемой», - резюмировал Кудрин.