Обгон разрешен: как России опередить развитые страны по качеству транспортной инфраструктуры

23 мая 2018

В докладе ЦСР «Интегрированная транспортная система» представлены пути решения трех ключевых проблем российского транспортного комплекса: технологическая отсталость, недоинвестирование и недостаточно эффективное государственное регулирование.

По мнению авторов, из-за высокой капиталоемкости, сложности регулирования и неоднозначности целей развития отечественная транспортная инфраструктура надолго выпала из числа государственных приоритетов. В результате, по оценке Всемирного экономического форума, Россия оказалась на 64-м месте из 144 возможных по качеству транспортной инфраструктуры. А по качеству автомобильных дорог – на 123-м месте.

Транспортная система России стала одним из ограничителей развития экономики и человеческого капитала страны. Даже по значимым и перспективным проектам государство годами не принимает решения, консервируя проект на предварительной стадии и ухудшая тем самым инвестиционный климат в отрасли. Ситуация осложняется еще и тем, что отсутствует надежная статистика, характеризующая потребность населения и бизнеса в транспортной инфраструктуре. Например, по расчетам, приведенным в докладе, доля неучтенного в статистике пассажиропотока в стране может достигать 70%.

Тем не менее, по мнению авторов доклада, качественная трансформация российской транспортной системы возможна уже в ближайшие 5 лет. Ее развитие может внести вклад в экономический рост на уровне до +1% к темпам роста ВВП ежегодно. Для этого модель должна отвечать современным социальным, экологическим и технологическим вызовам и максимально содействовать развитию смежных отраслей. Транспортная система может и должна стать драйвером экономического роста в период до 2035 г.

Необходимы масштабные преобразования опорного транспортного каркаса, которые позволят ответить как на вызовы социально-экономического развития, так и на вызовы национальной безопасности.

Целью развития транспортной системы должно стать повышение доступности территорий страны.

Транспортная система должна приближать друг к другу город и сельскую местность, западные и восточные регионы, дом и работу, Россию и ее торговых партнеров. Например, необходимо в 2 раза сократить среднее время в пути на общественном транспорте от каждого регионального центра до любого города и крупного села в 60-километровой зоне. За 4,5 часа жители нашей страны должны иметь возможность добраться от каждого регионального центра до ближайшего города-миллионника (сейчас в среднем более 6 часов). За 7 дней контейнер или посылка должны иметь возможность доставки от портов Дальнего Востока до западных границ России, а гарантированное время прохождения пунктов пропуска на основных транспортных коридорах не должно превышать 4 часов.

Для ускорения темпов экономического роста и его децентрализации, для вовлечения малых городов и сел в зону влияния агломераций следует сконцентрировать особые усилия на развитии опорного каркаса транспортной инфраструктуры, региональной и местной авиации, цифровизации транспортной инфраструктуры и развитии транспортных систем населенных пунктов.

Наконец, к 2024 г. не менее 75% населения и представителей бизнеса должны увидеть позитивные изменения в транспортной инфраструктуре и качестве транспортных услуг.

В докладе предложен набор программ и проектов развития транспортной сети, которые существенно повлияют на транспортную доступность страны.

Развитие опорного каркаса потребует формирования национальной сети скоростных автомобильных и высокоскоростных железнодорожных магистралей. До 2024 г. необходимо построить новую автодорогу Европа – АТР, соединяющая центральную России с Поволжьем, южным Уралом и Казахстаном, реконструировать с повышением категории несколько существующих федеральных трасс, ряд дорог перевести из региональной собственности в федеральную. Например, развитие должны получить такие дороги как Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – Керченский мост (обеспечивает соединение М4 «Дон» с новым мостом через Керченский пролив) и Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск – Владивосток – Хасан (обеспечивает связность ключевых экономических центров на Дальнем Востоке).

До 2024 г. должны быть заложены основы создания национальной системы высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). В частности, необходимо уже в 2019 г. начать строительство ВСМ «Москва – Казань», а также Екатеринбург – Челябинск. Обе ВСМ рассматриваются как участки грузопассажирской ВСМ «Евразия», которая к 2030 г. должна соединить европейскую и китайскую сети ВСМ. «Евразия» обеспечит трехдневный срок доставки грузов электронной торговли между Пекином и Берлином, а главное – кардинально приблизит многие регионы России к глобальным рынкам.

В качестве одной из ключевых задач рассматривается развитие мультимодальных транспортных узлов (хабов) и подходов к ним. Мультимодальные центры рассматриваются главный драйвер контейнеризации и оптимального распределения потоков между видами транспорта. В докладе предлагается создание 10 крупнейших федеральных хабов, объединяющих не менее трех видов транспорта на базе портов (например, в Усть-Луге, Тамани, Находке, Сабетте, Мурманске) и на базе аэропортов (например, в Екатеринбурге и Новосибирске). Помимо этого, предлагается сформировать сеть из не менее 40 транспортно-логистических центров регионального уровня. Формирование сети хабов должно сопровождаться внедрением современных логистических продуктов, расширением электронного обмена данных, внедрением платформенных технологий документооборота, использованием роботизированных технологий обработки грузов.

Необходимым условием развития транспортной системы является повышение пропускной способности подходов к портам и ключевых «экспортных» магистралей. ЦСР считает целесообразным реализацию как первого, так и второго этапа реконструкции Восточного полигоны железных дорог, проектов расшивки узких мест на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, обеспечивающих порядка 60 млн тонн дополнительного грузопотока, и др.

В докладе предлагается организовать инновационную для России схему перевозки контейнерных грузов по сети РЖД на Европейской части территории страны и на юге Западной Сибири. В случае реализации проекта до 90% грузоотправителей европейской части России может быть покрыта услугой по доставке контейнерных грузов в течение трех дней «от двери до двери».

Значительное внимание уделяется развитию международных транспортных коридоров.

Отдельный раздел посвящен развитию региональной авиации и децентрализации маршрутной сети авиаперевозок, развитию авиатранспорта в удаленных и труднодоступных районах.

Сквозной темой в работах ЦСР является развитие цифровых технологий. В транспорте их предлагается использовать для внедрения принципа «подключенных транспортных средств», создания единой телематической платформы, автоматизированных систем контроля и регулирования дорожного движения.

Высокоскоростная сеть передачи данных в совокупности с технологиями высокоточного геопозиционирования позволит обеспечить эффективное цифровое «взаимодействие» транспортных средств с инфраструктурой и друг с другом, а также оперативную передачу данных в центры обработки данных, центры управления движением. Прорабатываются вопросы перехода к платформенным технологиям работы с таможенными и транспортными документами, унификации электронных документов (в т. ч. единая электронная накладная).
В разделе про городской транспорт сформулированы меры по ускоренному обновлению парка транспортных средств, в том числе, в рамках двух проектов: «Комфортный городской автобус» и «Современный рельсовый транспорт в городах».

Предлагается расширить проект «Безопасные и качественные дороги» на все региональные центры и их пригородные зоны, а также реализовать проект «Дорога в город», призванный обеспечить безопасный круглогодичный доступ по автодорогам от каждого центра муниципального района или городского округа до ближайшего регионального центра (см Рисунок 71) для повышения доступности базовых услуг (образование, здравоохранение и др.) для жителей малых городов и сельской местности.

Масштабные изменения потребуют существенных регуляторных изменений и финансовых вливаний.

Увеличение расходов на транспорт возможно за счет бюджетного маневра, предлагаемого ЦСР. Он позволит увеличить финансирование транспорта с 2,2 до 3% ВВП к 2024 г., то есть более чем в 1,5 раза в реальном выражении. Предлагаются способы повышения эффективности управления крупными транспортными проектами, а также способы минимизации рисков инфляции в период роста инвестиций в транспортный сектор.

Проекты, представленные в докладе, в полной мере соответствуют тем мерам по развитию транспорта, которые отражены в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Так же, как и в докладе ЦСР, в указе президента акцент сделан на «внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий», на «внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения» и другие решения по технологическому обновлению транспортной системы.

002