Оптимизм против протекционизма

16 января 2018

Теме торговых барьеров, санкций и протекционизма была посвящена одна из ключевых дискуссий Гайдаровского форума – 2018. Ее участники, несмотря на название сессии «Разделительные линии в мировой экономике», высказались за продолжение интеграционных процессов в международной торговле.

«Сегодня уже звучала мысль, что фрагментация – это риск для мировой экономики, нам предстоит понять – какой должна быть экономическая повестка в текущих условиях», - сообщил президент ЦСР Павел Кадочников, выступивший модератором сессии. По его словам, даже в развитых странах большая часть населения, традиционные сектора так и не получили серьезных преимуществ от экономической глобализации. В результате вопрос свободной торговли и экономической интеграции превратился в политическую повестку для многих лидеров крупных государств.

Всем присутствующим в зале было предложено ответить на вопрос: «Какой стала мировая экономика за 2007-2017 годы?». Большая часть ответивших отметила рост протекционизма – страны все больше стали защищать свои интересы.

Но эксперты-участники дискуссии не поддержали мнение аудитории. По словам президента Европейского центра политики, президента Европейского Совета (2009–2014 гг.) Хермана Ван Ромпей, протекционизм сегодня не стоит на повестке дня стран Евросоюза: обсуждаются соглашения о создании зон свободной торговли с рядом не входящих в ЕС стран, ряд документов уже финализирован.

Эксперт согласился с тем, что большой проблемой стал Brexit, однако Великобритания всегда была особым членом ЕС, интегрированным в союз лишь ограничено. Спикер высказал мнение, что Британия еще долгое время будет оставаться членом общего европейского рынка и таможенного союза. В тоже время прогнозы относительно выхода из состава ЕС других стран не оправдались, наоборот, по словам президента Европейского центра политики, связи между другими 27 странами-участницами только окрепли.

Профессор международной экономики Университета Джонса Хопкинса, первый заместитель директора Международного валютного фонда (2001–2006 гг.) Энн Крюгер также высказала мнение, что с точки зрения длительных перспектив мировая экономика будет развиваться, ее ждет большая интеграция и рост международной торговли. Большинство стран пойдет по пути снижения барьеров, считает эксперт. «Интеграция развивается последние 200-300 лет, процесс продолжается и странам нужно адаптироваться к разным ситуациям», - поделилась Энн Крюгер, добавив, что ждет в первую очередь позитивных изменений.

В продолжение дискуссии Павел Кадочников отметил, что в названии сессии изначально было решено уйти от понятия «санкции», однако именно это слово чаще всего произносили эксперты. С какими странами лучше работать России в сегодняшних условиях, поинтересовался Кадочников у генерального директора АО «Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций» Кирилла Дмитриева. Тот отметил рост вложений в российскую экономику со стороны инвесторов из Ближнего Востока и Азии, в том числе от суверенных фондов. Средства вкладываются в инфраструктурные проекты, дороги, аэропорты. «Мы видим, что и представители Европы хотят наладить связи с Россией», - отметил Дмитриев. Он высказал надежду, что политики из западных стран будут больше слушать свой бизнес, который осознает пользу от сотрудничества с нашей страной.

Однако гости встречи, присутствующие в зале, оказались менее оптимистичны. Им было предложено ответить на вопрос: «Стоит ли ждать новых антироссийских санкций в феврале-марте этого года?». Большинство сошлось во мнении, что санкции будут введены, но будут носить точечный характер. Другой вопрос касался перспектив снятия всех санкций, мнения ответивших разделилось: 54% считает, что отмена возможна в период 2019-2024 годов, 42% считает, что санкции сохранятся на длительное время и лишь около 4% ждет отмены ограничений в этом году.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров высказал мнение, что санкции были вызваны, прежде всего, не политическими, а экономическими мотивами. «Экономика не работает без политики. Во главе правительств, государств работают люди, отвечающие за бюджеты своих стран, за интеграцию, за рост экономики. Политический подтекст – сопутствующий фактор, продвигающий те или иные экономические теории», - поделился Мантуров.

Он отметил, что Россия за последние годы стала значимым экономическим конкурентом. И санкции даже помогли нашей экономике сыграть в плюс благодаря программе импортозамещения. При этом, отметил выступающий, продвигая эту программу власти не ставили задачу защиты внутреннего рынка, главной целью был и остается выход на внешний, мировой рынок.

Мантуров добавил, что поддержку сегодня могут получить любые игроки - не только отечественные компании, но и западные – в случае локализации производств. «Министр торговли Вьетнама спросил меня, почему я бьюсь за поставки Renault, ведь я российский министр, а не французский. Я бьюсь за продукцию, которая локализована на 80%, и за ее продвижение, вне зависимости от страны. Для нас нет врагов и друзей, мы действуем прагматично», - отметил глава Минпромторга.

Эту оптимистическую ноту подхватил председатель Совета директоров East Office of Finnish Industries, премьер-министр Финляндии (1991–1995 гг.) Эско Ахо. По его словам, не смотря на санкции товарооборот между Россией и ЕС растет, в прошлом году этот рост составил больше 20%. Эксперт считает, что роль искусственных ограничений сильно преувеличена, большее значение для сокращения взаимной торговли имело падение цен на нефть и девальвация рубля.

«Фундаментальное недопонимание – думать, что Россия слабее ЕС. Это не игра, в которой кто-то проиграл, а кто-то выиграл. Нам нужен рост, особенно с той демографической структурой, которая есть сейчас. А если мы хотим его обеспечить, необходимо сотрудничать», - сообщил Эско Ахо. В заключение своего выступления он отметил, что закрытие границ – не лучший способ поднять экономику, хотя ряд стран идет по этому пути. Есть масса доказательств того, что свободная торговля добавляет успеха экономикам в глобальном контексте, отметил Ахо. Отвечая на вопрос Павла Кадочникова – возможно ли в ближайшее время добиться свободной торговли, свободного движения людей и капитала между Россией и Европой, бывший премьер-министр Финляндии заметил: придет время и это обязательно случится. «Надеюсь, это произойдет при моей жизни», - резюмировал он.

Смотрите видеозапись мероприятия на Youtube канале РАНХиГС.