Оптимум для инфляции

18 января 2018

Эксперты обсудили причины расхождения целевой и фактической инфляции, а также проанализировали последствия для экономической динамики.

Модератором дискуссии «Вызовы денежно-кредитной политики Банка России в условиях замедления инфляции» выступил руководитель направления «Макроэкономика» Павел Трунин. По его словам, наиболее значимым макроэкономическим явлением в новейшей истории стало замедление инфляции. Еще год назад участники Гайдаровского форума не верили, что она составит 4%, указывая на множество рисков, которые должны были помешать достижению целевого ориентира.

Однако их ожидания не оправдались: в 2017 году ЦБ РФ продолжал проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику, направленную на достижение целевого уровня, более того, во второй половине года наблюдалось значительное отклонение фактической инфляции от ориентира, в результате чего инфляция составила лишь 2,5%. «Можно долго спорить о последствиях, что это - достижение или проблема? Данный вопрос станет центром нашего сегодняшнего обсуждения», - анонсировал дискуссию Трунин.

В своем выступлении Игорь Дмитриев, директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ отметил: «Инфляция хоть и составила по итогам года 2,5%, недельная оценка (в годовом выражении) - 2,3%, все-таки мы относимся к ней как вблизи 4%». По его словам, отклонение от ориентира носит краткосрочный характер и волатильность показателя высока, по мере исчерпания временных факторов инфляция вернется к целевым значениям. Дмитриев добавил, что таргет в 4% сохраняется, однако это не означает, что этот показатель будет составлять ровно 4% в каждом квартале в силу характера экономики, инерционности процессов и внешних шоков. «Главный вызов на новом этапе – обеспечить стабильность инфляции, ее предсказуемость», - считает представитель ЦБ.

Одним из главных инструментов в этой работе должна стать информационная политика, у которой есть два уровня: федеральный (публичные выступления, публикации), и региональный - после каждого изменения ключевой ставки представители ЦБ встречаются с местными органами власти, представителями бизнеса, финансовыми институтами и журналистами. Эта работа стала действенным инструментом управления инфляционными ожиданиями экономических агентов.

Дмитриев также озвучил основные меры снижения волатильности инфляции. Это бюджетное правило, которое сдерживает курсовые колебания и сокращает зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, а также координация денежно-кредитной политики с макропруденциальным регулированием. Третье важное направление – снижение влияния немонитарных факторов на инфляцию. Также, по словам Дмитриева, Центробанк ведет большую работу по исследованию факторов, влияющих на уровень благополучия населения: регулятор планирует провести опрос совместно с Фондом общественного мнения (ФОМом) и отраслевые исследования, чтобы скорректировать дальнейшие шаги в своей политике.

Перехвативший дискуссионную эстафету руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП Олег Солнцев также отметил успехи в работе монетарных властей: по его словам, не только сам показатели инфляции вышел на исторический минимум и оказался ниже целевого ориентира, но и инфляционные ожидания населения находятся сегодня на исторически минимальных значениях. По данным ФОМ, к декабрю прошло года они опустились на уровень в 8,7%.

Вместе с тем, считает эксперт, российская экономика может стать заложницей этого успеха. Как отметил Солнцев, в ряде сегментов рынка уже наблюдается дефляция (особенно это актуально для потребительских отраслей и машиностроения, в то время как в сырьевых и инфраструктурных отраслях рост цен все еще достаточно существенный). В результате чего у отраслей, ориентированных на конечный спрос, уже возникли «ножницы цен». Возможно это, наряду с вялым спросом, является одной из причин падения прибыли компаний в обрабатывающих отраслях. Представитель ЦМАКП добавил: сегодня наблюдается беспрецедентный рост интенсивности корпоративных банкротств и стагнация производства, что нехарактерно для стабильной экономики. «Такое впечатление, что мы несколько увлеклись и экономика оказалась переохлаждена», - считает Солнцев.

В то же время высокий уровень кредитных и депозитных ставок способствует выводу средств предприятий из производственного оборота в финансовые вложения. Большая часть депозитов размещается на счетах Центробанка – в результате эти средства попросту выводятся из экономики. Сами предприятия не спешат привлекать кредиты, а значит, идет чистый отток капитала. Возможно это является одной из причин падения инвестиций в экономику, этот процесс наблюдается с середины прошлого года, резюмировал эксперт.

Однако не все экономисты видят в низкой инфляции риски для экономической активности. По словам Сергея Дробышевского, директора по научной работе Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, таргет 4% по инфляции – промежуточный шаг. В нормальных экономических условиях нужно стремиться к уровням 2,5–3%. Основные риски для инфляции в 2018 году – это неопределенность с санкциями и климатические условия, которые могли бы повлиять на урожай и повышение цен на сельхозпродукцию. Игорь Дмитриев также сообщил, что ЦБ пока не видит системной угрозы дефляции. По его словам, к концу третьего квартала 2018 года годовая инфляция будет находиться вблизи 3%, а к концу четвертого квартала вырастет почти до 4%, но не достигнет таргета. «Здесь важна плавность», — подчеркнул он. На таргет в 4% годовая инфляция, согласно данным ЦБ, выйдет к концу первому кварталу 2019 года.

Видеозапись сессии доступна на Youtube канале РАНХиГС.

В сессии приняли участие:
• Игорь Дмитриев, директор Департамента денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации
• Наталия Карлова, начальник отдела отраслевых и региональных исследований Департамента исследований и прогнозирования Центрального банка Российской Федерации
• Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП
• Полина Бадасен, директор Департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства экономического развития Российской Федерации
• Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, член Экономического совета при Президенте Российской Федерации
• Наталия Орлова, главный экономист АО «Альфа-банк»
• Кирилл Кононов, старший аналитик Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк»
• Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара